Кто стоит за этим нападением в Дербенте, непонятно. Высказываются разные версии – от провокации в преддверии выборов главы Дагестана до нападения со стороны «лесных».
Но при этом каждый знакомый хоть немного с мусульманской традицией понимает, что в Исламе изначально был наложен строжайший запрет на насилие в отношении нескольких категорий мирного населения – в отношении женщин, детей, стариков и священнослужителей любого вероисповедания.
В первую очередь, это касается священнослужителей «Людей Писания», к которым Ислам относит христиан и иудеев, как обладателей Божественного Откровения. Это строго оговорено в Коране:
«И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся». (29:46)
«Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8)
Кроме того, Всевышний утверждает в Коране принцип ненасилия по отношению ко всем категориям мирного населения: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (5:32).
Иудейская и христианская общины во все века в мусульманском обществе были на особом положении. Стоит вспомнить хотя бы ключевые примеры из истории жизни самого Пророка Мухаммада (мир ему) и последующих поколений мусульман.
Сама мединская община и мединская государственность были выстроены Пророком (мир ему) на основе договора с иудейской общиной города, который был закреплен в историческом документе, известном под названием «Мединская Конституция».
Пример для мусульман
Но в истории с покушением на дербентского раввина есть еще один интересный эпизод. Российские и мировые СМИ сообщают, что раввин Артур (Овадия) Исаков, раненный в результате покушения в дагестанском Дербенте, накануне был доставлен в Израиль для продолжения лечения.
Исаков помещен в больницу «Бейлинсон» в Петах-Тикве. По словам представителя Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввина Аарона Гуревича, «врачи настроены оптимистично», а «все верующие Дербента сейчас находятся в общинном центре, где горячо молятся за здоровье раввина Овадии Исакова».
Это интересный пример солидарности и сплоченности мировой еврейской общины, всегда готовой придти на помощь своим единоверцам, в какой бы части мира они ни попали в беду. Эта сплоченность должна стать настоящим уроком для современных мусульман.
В самом деле, почему подобную же сплоченность не демонстрируют современные мусульманские страны и лидеры? Почему мы практически не слышим инициатив со стороны ведущих мусульманских стран мира помочь своим единоверцам, попадающим в беду на том же Кавказе?
Почему богатейшие арабские фонды не находят возможности обеспечить лечение мусульманским имамам и детям, раненным при нападениях и диверсионно-террористических атаках на Кавказе?
Разве не подобными шагами милосердия и самоотверженности куется духовное братство верующих? Но почему-то эти уроки сегодня вместо мусульман нам демонстрирует еврейская община, а также большинство стран западного мира – США, Канада, страны Европы и так далее.
Эти страны возвели заботу о своих гражданах и соотечественниках в основной принцип своей государственности. США ради вызволения из беды своих граждан готовы отправлять спецназ и экспедиционные корпуса в любую точку мира.
Хотя первыми на государственном уровне принцип помощи в беде нуждающимся вне зависимости от места проживания провозгласили именно мусульмане.
Запад лучше реализует положения Ислама, чем мусульмане?
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед». Другой хадис Пророка (мир ему) гласит: «Кто стал в чем-то предводителем мусульман, и не переживал, и не старался, то он с ними в раю не будет!».
Этот хадис халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) начертал над своим рабочим местом. Кроме того, в истории сохранилось изречение этого праведного халифа: «Если конь споткнется в Ираке, то Аллах спросит с меня, почему я не исправил дорогу!»
Когда в Европе прокаженных сжигали на кострах, мусульманские правители назначали пенсии для больных проказой, слепых и калек. И впервые бесплатная медицина, бесплатное лекарственное обеспечение, и само понятие «больница» появились именно в Исламском Халифате. Первые больницы были построены в Дамаске при халифе аль-Валиде ибн Абд уль-Малике в начале 8 века.
Истории также известен случай, когда одна мусульманка обратилась за защитой от гнета римского полководца к халифу аль-Муътасиму, сыну легендарного Харуна ар-Рашида, и халиф направил против притеснителей целую армию, чтобы вернуть мусульманке её достоинство и безопасность.
Выходит, что современные западные страны, а также мировая еврейская община, намного лучше реализовали на практике положения Ислама, касающиеся заботы общества и государства о своих нуждающихся и пострадавших согражданах.
Мусульманам же пока еще предстоит много и усердно работать на то, чтобы в полной мере реализовать все эти принципы в своем обществе. Причем наше усердие на этом пути должно быть во много раз большим.
Поскольку мы, реализуя в нашей жизни заповеди Всевышнего и Его Пророка (мир ему), проявляя в этом деле искренность и самоотверженность, стараемся не только для мирской жизни, но и для жизни будущей.
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук