Америка стала целью номер один для двух противоборствующих сторон. Бессчисленное количество перечеркнутых портретов президента США Барака Обамы то и дело мелькает как на исламистских, так и светских митингах. Иногда среди них также появляется фото американского посла в Египте. Никто в Египте не говорит об Америке ничего хорошего.
Противники свергнутого президента Мурси обвиняют ее в том, что власть «Братьев — мусульман» стала авторитарной. Исламисты же, в свою очередь, ненавидят США за то, что Вашингтон допустил свержение Мухаммеда Мурси. Многие египтяне одержимы теорий заговора.
«У нас была демократия, но военным она пришлась не по вкусу, — заявляет сторонник «Братьев- мусульман» Мухаммад Хассан. — Европа и США оказали сильное воздействие на военных, чтобы они свергли Мурси. Все потому, что они имеют собственные интересы в нашей стране».
Идентификация «неегиптян»
Однако агитация против сирийских и палестинских беженцев повлекла за собой намного более серьезные последствия. С первых же столкновений между сторонниками и противниками бывшего президента из сирийцев и палестинцев стали делать «козлов отпущения».
Египетские военные и спецслужбы заявили, что «Братья — мусульмане» платят сирийским беженцам за то, что бы те стреляли в солдатов и противников Мурси. Общественные и частные телекомпании подхватили этот слух и запустили целую агитационную кампанию против выходцев с Палестины и Сирии.
Выступая на одном из частных телеканалов бывший депутат Мустафа Аль-Гинди предложил снабдить все важные точки города контрольно-пропускными пунктами, для того чтобы идентифицировать «неегиптян». Всех пойманных иностранцев аль-Гинди предложил депортировать.
Из огня да в полымя
Такая информационная политика находит своих сторонников среди некоторых слоев населения. Из-за распространившихся слухов некоторые видят в сирийцах врагов государства. Для беженцев, покинувших свою родину из-за войны, это не лучшее развитие событий.
В связи с растущей ксенофобией, многие из них теперь покидают свои дома только в случае крайней необходимости. Они боятся, что их поймают и депортируют на родину.
«Все эти события коснулись меня — я больше не могу свободно передвигаться по городу, а особенно идти в некоторые места, такие как деловой центр города, — говорит выходец Сирии Ахмад. — Мне бывает очень больно, когда, например, сидя в кафе, я слышу плохие слова о своем народе».
Во время правления Мухаммада Мурси въезд в Египет для сирийских беженцев был свободным. Но после военного переворота ситуация резко изменилась.
Теперь военное правительство требует от сирийцев получения визы прежде, чем те пересекут египетскую границу. Для людей, которые бегут от гражданской войны у себя на родине, попасть в Египет стало чрезвычайно сложно.
«Две недели назад египетские власти отправили назад 2 лайнера со всеми пассажирами на борту», — рассказывает Ахмад. — Один из них прилетел из Бейрута, а другой из Дамаска. Пассажиры не знали о новых правилах получения визы, которые вступили в силу накануне вечером».
Палестинцы под подозрением
Палестинцам приходится не легче. Благодаря средствам массовой информации, все они находятся под подозрением в связях с ХАМАС, который активно сотрудничал с «Братьями — мусульманами».
Хамас теперь обвиняют во многих кровопролитиях в Египте, а также в помощи бывшему президенту Мурси при побеге из тюрьмы в 2011 году.
Очевидно, что нынешний режим использует ксенофобию в Египте, чтобы одним ударом убить двух зайцев. Во-первых, при сложившихся обстоятельствах военные выступают в качестве защитников страны от иностранных заговорщиков. С другой стороны, прикрывают свое же насилие при разгонах демонстраций, от которого погибли уже сотни египтян, вешая вину на палестинцев и сирийцев. Или попросту отвлекая внимание от своих преступлений.