Закрыть

Обо всём

Телефон доверия для мусульман: когда больше некому позвонить

 

Стакан свежезаваренного мятного чая и записная книжка наготове — больше Сельме ничего не нужно, чтобы часами утешать звонящих на ее телефон людей.

«Иншаллах, сестра моя», — говорит она, прежде чем вешает трубку. «Только что звонила одна новообращенная мусульманка. Говорит, что ее ущемляют в университете из-за ее платка, она просто хотела с кем-то поговорить об этом», — объясняет Сельма.

Меньше страха, больше доверия

Сельме знакома эта ситуация из собственного опыта. Она тоже носит хиджаб и знает, какие подозрительные взгляды это к ней порой привлекает. «Тут у нас все основано на доверии и сопереживании. Мусульмане чувствуют понимание с нашей стороны и рады, что им не нужно объяснять особенности своей религии, потому что мы и сами той же веры», — говорит Сельма корреспонденту радиостанции Немецкая Волна. Вот уже полтора года она, студентка факультета психологии, работает безмозвмездно на мусульманском телефоне доверия.

Горячая линия была запущена в 2009 году. Импульс к этому был получен от «конкурентов». Христианские психологические консультации, у которых в Германии давние традиции, столкнулись за последние годы с тем, что они просто не могли удовлетворять потребности мусульман. Слишком велики были религиозные препоны между клиентами и капелланами.

В сотрудничестве с Каритас и местными диакониями в конце концов был открыт центр по обучению мусульманских капелланов и психологов. Финансирование проекта с самого начала его существования взяла на себя международная благотворительная организация Islamic Relief.

От семейных ссор до игромании

Имран Загир, берлинец с индийскими мусульманскими корнями, в службе доверия с первых дней. Он является управляющим директором мусульманских телефонных капелланов. С момента основания телефона доверия четыре года назад сюда позвонили более 12 000 человек, пишет Deutsche Welle. И цифра эта постоянно растет. Недавно была открыта круглосуточная горячая линия. Проблемы, с которыми мусульмане обращаются к службе доверия, варьируются от семейных конфликтов до зависимости от азартных игр.

Сама религия ислам играет в телефонных разговорах скорее второстепенное значение. Имран Загир подчеркивает, что мусульманский капеллан не может заменить компетенцию религиозных имамов. Скорее, религия служит здесь как своего рода открыватель ворот.

«Одним из самых тяжелых в моей практике был звонок от одной молодой мусульманки, которая была изнасилована», — рассказывает Загир. «Она все скрыла от своей семьи. Только в беседе с нами она осмелилась впервые заговорить о случившемся с ней. В конце концов мы смогли ее убедить обратиться к психотерапевту».

Новое поколение мусульман

Умение слушать — это главная заповедь как христианских, так и мусульманских капелланов. Но если во время Рождества телефоны горячей линии в церковных службах доверия просто обрываются от количества звонков, то работники мусульманского телефона доверия никакого штурма со стороны клиентов в исламские религиозные праздники, такие как Рамадан, не чувствуют.

«Может быть, это связано с тем, что семейное одиночество в мусульманской общине — явление редкое, тогда как христиане особенно во время праздников остро ощущают свое одиночество», — говорит Имран Загир. Тем более, что и возрастная структура звонящих к мусульманским и христианским капелланам различается. «Нам ведь звонят, в основном, молодые люди».

В свою очередь, многие пожилые мусульмане все еще не представляют себе, как можно доверить свои проблемы незнакомцам, даже если служба доверия работает абсолютно анонимно. В этому добавляются еще и языковые проблемы. «Поэтому у нас, наряду с немецкоязычными работниками, есть еще и психологи со знанием иностранных языков для тех, кто говорит на турецком, боснийском, арабском или урду», — рассказывает капеллан.

Самое главное в работе телефона доверия — это избавить того, кто набрал номер горячей линии, от страха. В этом Имран Загир и Сельма единого мнения. Оба они — правоверные мусульмане, как и большинство из 73 добровольцев, работающих на телефонах доверия. Есть среди них люди с высшим образованием, студенты, домохозяйки в платках и без, предприниматели и профессиональные психологи. Родители многих из них несколько десятков лет назад приехали в Германию из Турции, Марокко и других исламских стран.

Сами же они родились в Германии и принадлежат к новому, уверенному в себе поколению мусульман. Их цель: показать немецкому обществу современный образ ислама. А для этого необходимо, кроме всего прочего, умение обращаться с новейшими трендами и техникой. Поэтому мусульманская служба доверия в скором будущем будет оказывать услуги не только по телефону, но и в интернете, в форме виртуальных чатов.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях