В 82-х пунктах Стратегии подробно перечислены меры по «гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений», «содействию сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России», «поддержке языков России». Запланировано проведение всевозможных этнокультурных фестивалей, семинаров, круглых столов, праздников, концертов и конференций. Ответственным органам поручено мониторить обращения граждан о фактах нарушения «равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, религии». А государственные СМИ обяжут «пропагандировать достижения народов в деле единения». Что касается мигрантов, то к работе по их адаптации государство намерено привлечь НКО. Также в ряде стран СНГ создадут центры обучения русскому языку.
Дмитрий Орешкин, политолог, член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:
То, что о национальной политике заговорили на таком уровне, — очевидный признак того, что дела в ней плохи. А то, как пытаются решать эту проблему, мне кажется неконструктивным. Ведь главный принцип национальной политики, как и любой другой, — это следование закону.
Закон должен работать, и неважно какого роду и племени человек его нарушил. А если есть возможности уйти от ответственности по каким-то схемам, то, естественно, преимущество будет получать так называемое организованное меньшинство, спаянное на доверии и внутренней солидарности, будь то чекисты, чиновники, фанаты, ОПГ или этнические диаспоры. Они через закрытые механизмы отношений с властями прикрывают своих членов.
Этот феномен спровоцировал выступления на Манежной и надавно в Пугачеве. У многих русских складывается впечатление, что они дискриминируемы в своей стране, т.к. в случае каких-то проблем не могут опереться на какую-то группу, которая их прикроет. Если они, конечно, не входят в фанатские или какие-то еще группировки. Им кажется, что система работает против них, в интересах нерусских, а на самом деле она работает против всех, исключая тех, кто может пользоваться коррупционными каналами.
Государству сегодня не удается сделать так, чтобы закон был одинаково применим ко всем. Оно у нас сильное, чтобы права граждан нарушать, но слабое, чтобы их защищать. Отсюда все проблемы. Говорить о будущем Стратегии национальной политики в такой ситуации бессмысленно. Это своего рода самообман. Требуемого результата заведомо не будет.
Культурное взаимодействие, конечно, необходимо. Утренники, концерты, заседания, декларации – все это было и в Советском Союзе. Власти сегодня не могут отладить правоприминительную практику, зато могут организовать танцы. Это не плохо, это не то, что надо. Это «как бы» национальная политика. Опыт стран, в которых аналогичные проблемы стояли куда более острее, чем у нас сейчас, показывает, что равенство перед законом первостепенно. Например, в США в свое время все расовые группы были поставлены в одинаковые условия. А после этого пошли социальные, культурные, образовательные программы. В конце концов, достигли результата.
Абдулла Ринат Мухаметов, политолог, заместитель руководителя фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир»:
Представленный правительством объемный документ носит, скорее, технический, а не политический характер. В нем, конечно, много бюрократической кампанейщины, хотя есть и очень правильные идеи. Но очевидно, что конференциями, заклинаниями о вечной дружбе всех со всеми и праздниками самого длинного шашлыка проблем не решить.
Главный недостаток документа – в нем нет реальной политики. Межнациональные отношения не будут регулироваться этим документом. Скорее, это будет делаться ситуативно, если не стихийно, как во время волнений в Пугачеве. Проблема с национальной политикой в том, что РФ до сих пор не определилась с тем, какой она себя видит. Какое государство и общество мы хотим построить?
Россия и ее граждане должны понять, в конце концов, куда мы идем – к империи или национальному государству; у нас федерация или унитарное государство; нужны мигранты или нет; Кавказ – полноправная часть России, колония или отделяемая территория; что такое «российская нация» и что такое «многонациональный народ России», о котором говорится в Конституции; Ислам – это часть нашей российской идентичности или «терпимая религия»; как соотносятся гражданская нация и этноконфессиональные особенности народов страны и проч. Без этого решить межнациональные проблемы не получится.
Появление Стратегии – это, конечно, показатель того, что вопрос носит жизненно важный для государства характер. Я вижу выход в развитии реального, а не декларативного, федерализма и регионализма. Россия должна быть государством всех ее народов и регионов, а не псевдонациональной бюрократии, которая живет за счет колонизации собственного населения.
Алексей Старостин, директор Центра тестирования по русскому языку иностранных граждан УГГУ (Екатеринбург):
Я считаю позитивным, что государство уравняло миграционные проблемы и межнациональные. Раньше мигранты не рассматривались иначе, как безликая трудовая сила. Не учитывалось, что закрытые скопления людей с определенными национальными и религиозными особенностями могут вызывать проблемы, что мы сегодня имеем повсеместно.
Я также приветствую курс на интеграцию мигрантов. Само слово «интеграция» впервые появляется в государственных документах, что правильно. Но мигрантов нужно не только тестировать по русскому языку, как делается сейчас, но и обучать ему, а также нормам поведения в крупных мегаполисах, законам России, истории.
С другой стороны, надо четко понимать, что концерты, фестивали и праздники – это хорошо, но этого недостаточно. Главный минус национальной политики – ее малый охват. Проводимые мероприятия и принимаемые меры затрагивают в основном актив национальных общин, активистов, а не широкие массы. Вообще подход, когда работают только с лидерами тех или иных официальных организаций, а не с населением, надо в корне менять. Помимо поддержки национальных культур, необходима большая просветительская и воспитательная работа. В учебниках истории, в СМИ, на плакатах, в социальной рекламе красной нитью должен проходить конституционный принцип, согласно которому Россия – многонациональное государства, которое всегда формировалась как полиэтническое и поликонфессиональное. Об этом говориться, но пока делается часто наоборот.
Амиль Саркаров, председатель Исполкома Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа
Нынешнее состояние межнациональных отношений такого, что требуется безотлагательное вмешательство государства в эту сферу. Последние события, особенно произошедшее в Пугачеве, показывают, что проблемы только усугубляются.
Безусловно, необходимо усиливать комплекс мер, направленных на профилактику межнациональной розни и ксенофобии. Одной Стратегии тут мало. Скажу, что почему-то уровень работы в этой области с середины нулевых в столице нашей страны неуклонно снижался, превращаясь в никому не нужный формализм. Многие резонансные происшествия, случившиеся в Москве, я во многом ставлю в вину нерадивым столичным властям, которые средства, выделенные на межнациональную сферу, расходовали нерациональным и нецелевым образом.
Но это все профилактика. Я считаю, что необходимо гораздо жестче пресекать действия, которые провоцируют межнациональную рознь, призывы к противоправным акциям, самосуду и так далее. Если мы продолжим проявлять в этом вопросе мягкость, то следующий «пугачев» принесет нам массовые жертвы.
Что касается вопросов, связанных с сохранением и развитием этнокультурного многообразия народов России и поддержкой их языков, то пока конфликтный потенциал в этой области сильно уступает проблемам ксенофобии и интолерантности. Однако, если ничего существенного в этом направлении государство не сделает в ближайшее время, то через несколько лет мы получим массовое протестное движение за культурно-языковые права коренных народов России, которое уже начинает набирать силу в частности Татарстане.