Большинство местных комментаторов не сомневаются: воскресное голосование носило скорее протестный характер, и говорить о том, что испанский избиратель вдруг резко «поправел» преждевременно. Избиратель, прежде всего, устал от восьмилетнего правления Испанской социалистической рабочей партии во главе с «Красавчиком» (как его часто именуют блогеры) Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. Об этом свидетельствуют и многотысячные демонстрации протеста против экономической политики правительства, прошедшие в Мадриде за несколько дней до выборов. Как, впрочем, и тот факт, что неожиданно хороший результат на этих выборах получили коммунисты – 11 мандатов (на выборах 2008 года они провели в парламент всего одного депутата).
«Услышьте нас, политики!»
Испанцев всерьез напугала перспектива скатиться на греческий путь. «Все мы – Греция!», «Политики нас не слышат», «Это не демократия!» — вот самые популярные лозунги маршей протеста в испанской столице.
Правые , в свою очередь, выбрали наиболее удачную кандидатуру на роль премьера – Мариано Рахоя. Дипломированный юрист, министр образования и культуры, первый вице-премьер, глава МВД при премьере Хосе Марии Аснаре (1996 – 2004 годы), он старался избегать лишнего популизма, не отрицая и заслуг левых в годы экономического роста (когда Испания стала четвертой экономикой Европы), предшествовавшие нынешнему кризису.
Едва появились предварительные результаты голосования, Рахой выступил перед своими сторонниками: «Мы получили внушительное большинство в обеих палатах – в Палате депутатов и в Сенате. Я хочу, чтобы вы знали, задачи, стоящие перед нами, нелегки. Но я хочу, чтобы вы также знали: я уверен, что с помощью каждого мы будем двигаться вперед, и Испания окажется там, где должна быть – во главе Европы». А затем добавил: «Мне придется руководить страной в самый тяжелый период за последние 30 лет ее истории, и я хочу призвать всех граждан Испании объединиться для вывода страны из кризиса».
Действительно, задачи у Рахоя нелегкие: ведь он сам обещает сократить госрасходы за счет урезания ряда социальных программ и содержания чиновников. В отличие от своего соперника, кандидата социалистов Альфредо Переса Рубалькабы считающего необходимым добиться трехлетней отсрочки выполнения требований ЕС о сокращении бюджетного дефицита до 3 процентов ВВП. За что, кстати, на Рубалькабу и обрушились обвинения в том, что он никого не хочет слушать и превращает страну «во вторую Грецию».
При этом Мариано Рахой всегда резко негативно высказывался о басксих сепаратистов, не доверяя прозвучавшему месяц назад заявлению ЭТА о прекращении 40-летней вооруженной борьбы. Сказывался, видимо, опыт работы министром внутренних дел. А вот среди самих басков, судя по всему, преобладает праздничное настроение.
«Первые абсолютно свободные выборы»
Начнем с того, что явка избирателей в Стране басков достигла 60% (на предыдущих выборах в 2008 году она составляла 53,4%). Коалиция «Амайюр», состоящая основном из бывших членов запрещенной 8 лет назад партии «Батасуна» (политического крыла ЭТА) завоевала 7 депутатских мандатов и готова теперь противостоять «народникам» на парламентском уровне.
«Сегодня мы можем сказать, что Euskadi (самоназвание Страны басков.- WordYou) празднует великий праздник демократии, потому что это первый раз, когда мы провели выборы в условиях абсолютной свободы», — подчеркнул премьер-министр этого испанского региона социалист Паткси Лопес.