– Давайте мы, сначала, определим место религии в современном обществе? Мы говорим о возрастании роли Церкви, она вроде как заменила нам партию и комсомол, но к чему сводится эта роль? По уровню коррупции наша православная страна обогнала многие католические и протестантские страны. Как бы вы определили роль Церкви в современном обществе?
– В жизни различных обществ религия играет все большую роль, и с каждым годом ее значение действительно возрастает. Она всегда была, и будет присутствовать не только в частной и семейной жизни, но и в жизни общественной. И от этого не уйти, причем нужно помнить, что любые убеждения, в том числе религиозные, предполагают свой взгляд на устройство социума, на жизнь человека, на его поступки.
Международное и российское законодательство предполагает не только право исповедовать веру, но право поступать в соответствии с ней. Для верующего человека (в том числе сына или дочери Православной Церкви) также важно единство: а у нас община большая, собранная из народов России, Украины, Белоруссии, Молдовы и иных стран.
Да, случается, что в информационных и культурных потоках некоторые люди пытаются игнорировать Церковь или даже несправедливо обвинять ее. Но у них ничего не получится, пока сама цивилизация, сам народ будут этому сопротивляться. В противном же случае наступит коллапс – ведь если нет воли и веры, не поможет уже ничего: ни деньги, ни оружие, ни супермодные технологии.
– Наше здравоохранение даже перестало дышать на ладан, чтобы сэкономить силы, а средняя продолжительность жизни просто позорна. Наше образование зашло в тупик, и происшествия с ЕГЭ показывают его действительный уровень. Но мы что-то не слышим голос Церкви, ее претензии или хотя бы просто обращение к власти. Вам не кажется, что Церковь невольно вышла из народных масс и заняла места рядом с властью и живет именно ее интересами? Паства не чувствует защиты Церкви, ее поддержку. Духовенству, наверно, отношения с Кремлем стали важнее, чем отношения с народом?
– Посмотрите на высказывания наших священников — они часто критикуют власть, особенно когда чувствуют разрыв ее действий с интересами народа. Но я считаю, что стране необходимо единство народа и власти, и здесь большую роль играет Церковь, задача которой – постараться сократить (а в идеале устранить) этот разрыв.
Каким образом? Она должна говорить власти об интересах народа — и публично, и приватно, — о том, что народ должен в большей степени участвовать в принятии властных решений. К сожалению, сегодня не так часто встречаются люди, готовые взять на себя ответственность за происходящее в стране, в том числе через участие в общественных процессах, хотя для этого есть хорошая возможность – выставление кандидатур на выборах, создание общественных организаций и прочее. А ведь именно гражданская активность, объединение и структурирование народа – очень нужный и важный сегодня процесс. Если он будет успешным, России не будут страшны ни внешние враги, ни попытки расколоть страну изнутри.
– Иногда приходится слышать из уст высокопоставленного духовенства, что в России проживает 100 млн. православных. Сегодня часто звучит фраза «я русский, значит, православный». В стране не осталось атеистов? Причем подобная риторика сопровождается, как правило, лозунгами ксенофобного характера. Вера стала идеологией? И почему Церкви так важны цифры?
– Вера и идеология — это разные вещи. С другой стороны, как я уже говорил, обе они влияют на жизнь и поступки людей. Вера играет огромную роль в общественном обустройстве, в общественно значимых действиях. У христиан и у верующих других религий существует свой общественный идеал, который влияет на происходящее.
Кстати, и по данным многих опросов, и по моим собственным наблюдениям как священника, порядка трети населения нашей страны имеют православную религиозную практику. Они молятся, стараются соблюдать пост, держат дома иконы и религиозную литературу, многое знают о своей вере. И все разговоры о том, что у нас совершенно «не православные» православные — это либо заблуждение, либо сознательная попытка исказить реальную картину.
– Наша молодежь всячески пытается увильнуть от призыва в армию. Их можно понять — жизнь в строю, мягко говоря, малокомфортна. В казармах процветает дедовщина. Множество травм, солдаты часто гибнут. Скажите, а сейчас, когда там работают священники, армия хоть чуть стала лучше?
– Наша армия вообще стала лучше, в ней произошло множество очевидных перемен. Вспомните советские времена – было жестокое обращение с солдатами, неуставные отношения, высокий уровень смертности, суициды. Сейчас условия стали совершенно другими, армия стала более человечной.
Свою роль в этом процессе, конечно же, сыграла и Церковь. Сегодня тысячи священников приходят в воинские части и любой солдат, офицер могут обратиться к ним. Таким образом разрешаются многие конфликтные ситуации: люди получают мудрый совет и благодаря ему находят оптимальные пути решения сложных вопросов.
– В начале года со стороны РПЦ было предложено ввести в стране налог на бездетные семьи. Но разве мы ж не знаем, что действие отнять менее эффективное, чем дать. Почему бы, например, не поощрять рождение второго, третьего и, тем более, четвертого ребенка? Или это в данном случае предлагается решить не проблему демографии, а, скорее, помочь наполнению государственного бюджета? И, кстати, какова судьба этой инициативы?
– Судьбу этой инициативы я, честно говоря, не знаю. Но встречена она была попытками раздуть скандал как среди политиков, так и в обществе.
Но вот лично мне кажется, что и такой налог, и материальное стимулирование рождения большого количества детей – это реально действенные меры. Сегодня государству нужно жестче проявлять волю, даже если это не нравится определенной части элит. Ведь речь идет об очень опасной демографической ситуации, которую очевидно надо выравнивать.
Я бы, кстати, добавил еще один пункт в это предложение — предоставлять бесплатное жилье каждой семье, в которой рождается четвертый ребенок. Понятно, что это серьезные расходы госбюджета, но посмотрите, сколько средств у нас тратится на гораздо менее значимые вещи и сомнительные экономические эксперименты, часто терпящие фиаско.
– Вы регулярно читаете проповеди о добре, терпимости, сострадании. Но ТВ куда регулярнее и эффективнее проповедует насилие, распутство и приспособленчество. Церковь тут выглядит явно не конкурентноспособной. Можно сказать – кому надо тот слышит. Но на деле все же обстоит иначе….
– Вы знаете, я бы не был таким пессимистом. За последнее десятилетие наше телевидение подверглось значительным переменам. Совсем недавно в эфирах лилась бесконечным потоком реклама алкоголя, сигарет, а что теперь? Исчезла пропаганда вредной продукции. И я убежден, что в этой перемене (как впрочем, и других аналогичных) есть заслуга верующей среды, которая высказывает свое мнение и борется за «чистый» эфир. Сегодня верующим необходимо больше выступать по ТВ и радио с гражданской оценкой происходящего. Мне хочется, чтобы там как можно больше поднимались вопросы о социальной справедливости, урегулировании межнациональных отношений.
Не надо, впрочем, забывать и о том, что существуют сплоченные группировки, пытающиеся дестабилизировать общество, и их речи должны быть полностью исключены из эфирного времени.
– В одной из проповедей протоиерей Дмитрий Смирнов сказал, что «будущее за мусульманами». Что «они ближе к Христу, чем современные крещенные». Вы можете согласиться с этими словами? Ведь мы привыкли полагать, что ислам безнадежно отстал в развитии. Что это религия третьего мира.
– Отец Димитрий Смирнов, скорее всего, имел в виду, что среди мусульманской общины в основном присутствуют люди глубоко верующие и волевые. Всегда готовые отстаивать свою религию и свои традиции. Но, говоря о православных, я не думаю, что они не способны к этому же.
Но проявляя свою приверженность к вере, что на самом деле очень хорошо, некоторые мусульмане ошибочно стремятся жестко конкурировать с другими религиями, доказывать свое превосходство над их верующими. Это, увы, не добавляет нам межрелигиозного мира.
– Почему Кремль с таким скрипом воспринимает любое движение ислама в России? Почему всякая мысль о строительстве мечетей считается чуть ли не предательством интересов страны. И кстати, многие религиозные, философские книги мусульманских богословов были признаны экстремистскими.
– С одной стороны, мусульманам вполне могут быть предоставлены требуемые условия для строительства мечетей, для обустройства своего образовательного и культурного пространства. Ведь они – полноценная часть нашего общества. Если разбирать ситуацию с платком, то хорошо известно, что его носят не только мусульманки, но и православные женщины. В вопросе об отношении к хиджабу, на мой взгляд, произошла терминологическая путаница. Хиджаб — это ведь не обязательно покров, скрывающий лицо женщины, это может быть и обычный легкий платок. И я считаю вполне правильным делать шаги к тому, чтобы сочетать школьную форму и косынку.
Другое дело, что иногда появление платка и других религиозных атрибутов используется для того, чтобы грубо доказать свое превосходства, поставить один народ ниже другого. Это уже один из ключевых моментов межнациональных противоречий. Каждому человеку необходимо учиться вести себе скромно, достойно и уважать других. А исламский фактор в жизни России всегда был и будет. Никому не удастся его изжить или даже просто игнорировать. Нужно просто осознать, что времена СССР прошли, и у людей сегодня разные мировоззрения, образ жизни и социальные структуры.