Закрыть

Праздники и приметы

Видение нового Туниса

 

Успех демократических преобразований в Тунисе важен не только для страны, но и для региона в целом, поскольку речь идет о создании первого в регионе одновременно демократического и мусульманского государства. Мы чувствуем бремя этой ответственности, и всеми силами стремимся к успеху. Наша революция для экспорта не предназначена, но мы надеемся, что успешная модель может повлиять на остальные страны региона.

Еще до выборов мы объявили, что будем управлять путем создания коалиции с другими светскими партиями. Мы могли образовать собственное правительство, получив поддержку независимых кандидатов, но предпочли сформировать коалицию, которая бы пользовалась широчайшей поддержкой по всему политическому спектру. Мы считаем, что в переходные периоды правительства, основанного на простом большинстве, недостаточно — нужна широкая коалиция, чтобы показать, что страна предназначена для всех, а не только для большинства. Мы считаем, что умеренные исламские и умеренные светские политики могут и должны работать вместе, и что они вместе должны находить компромиссы и достигать консенсуса по всему спектру.

Мы очень старались избежать идеологической поляризации, потому что это путь к хаосу и неудаче — поэтому мы сделали много уступок, будь то в правительстве или в конституции, чтобы избежать этой опасности.

Мы верим в необходимость сосуществования светских и исламских сил, в рамках «тройки» — вместе с Конгрессом за республику и Демократическим форумом за труд и свободы, на основании ряда убеждений.

Первое: нет никакого противоречия между демократией и исламом. Демократия вовсе не означает, что управление должно быть доверено лишь секуляристам, а исламистов следует рассматривать как врагов государства, и либо сажать в тюрьмы, либо высылать из страны. Не подразумевает она и отстранения секуляристов от власти, маргинализации их роли в управлении и в разработке конституции лишь потому, что они не получили большинства на выборах.

Второе: приход исламистов к власти не означает, что они будут доминировать в государстве, обществе и революции, потому что являются самой популярной партией — как это практикуется в тиранических системах. Роль государства заключается не в том, чтобы навязать людям определенный образ жизни, а в том, чтобы обеспечить безопасность и наладить различные службы для своего народа, а затем позволить людям сделать собственный выбор в плане образа жизни.

Третье: конфликт между секуляристами и исламистами, продолжающийся не первое десятилетие, истощил огромное количество энергии, помогая диктатурам контролировать наши страны.

Поэтому союз между исламскими и светскими политиками важен для создания демократического и свободного общества, способного справиться со своими разногласиями, хотя бы через глубокий и искренний диалог.

К вопросу о Конституции

Конституция – очень важный документ, который ограничивает власть правительства и правителей, заставляя их соблюдать законы. У нас есть прецедент в истории ислама, известный как «аль-сахифа», который произошел во время создания Пророком, мир ему и благословение Аллаха, первого исламского государства. Эта конституция установила плюралистическое государство, объединившее разные национальности и религии, и учредила гражданство как основу прав и обязанностей.

К счастью, в последние несколько дней в Тунисе комитеты Учредительного собрания завершили, наконец, работу по окончательному проекту конституции. Мы надеемся, что в ближайшие недели он будет представлен на рассмотрение всего собрания.

Руководящим принципом для нас стало то, что это должна быть конституция не только большинства, но всех тунисцев – каждый гражданин может увидеть себя в ней, почувствовать, что она представляет всех, будь то представители большинства, или меньшинства.
Чтобы получить широкий консенсус, мы провели консультации с различными политическими игроками, и с организациями гражданского общества.

Когда проявились серьезные разногласия по таким вопросам, как шариат, президентская или парламентская политическая система, свобода совести, универсальность прав человека, пришлось организовать национальный диалог между основными партиями, чтобы прийти к единому мнению. Он продолжался почти 5 недель, и в конечном итоге компромисс по всем этим вопросам был достигнут – после того как мы согласились исключить из конституции все упоминания о шариате, так как это понятие было не вполне ясно тунисскому народу.
Что касается политического устройства, хотя на начальном этапе мы приняли парламентскую систему, в конце концов также пришлось пойти на компромисс, и теперь мы имеем смешанную систему, в которой исполнительная власть разделена между президентом и премьер-министром.

Некоторые члены нашей партии обвиняют ее руководство в соглашательстве. Мы на это возражаем, что как крупнейшая партия несем громадную ответственность за достижение любых компромиссов, необходимых, чтобы страна могла двигаться вперед.
Мы считаем, что имеющийся сейчас проект конституции собирает воедино ценности ислама, и объединяет их с ценностями современности и демократии. Это было мечтой всех великих реформаторов, начиная с 19 века, и ратифицировав эту конституцию, мы надеемся воплотить их мечту в жизнь. Новая конституция включает в себя все ценности, такие как равенство, различные права и свободы, и разделение властей.
Как только она будет одобрена, страна начнет подготовку ко вторым выборам, которые будут свободными и справедливыми, и в которых примут участие все партии.

Один цветок весны не делает, так что эти выборы должны доказать, что процесс демократизации вспять не обратить.

Проблемы

Хотелось бы также коснуться вкратце стоящих перед нами проблем.

Первая из них – это социально-экономическая. Как известно, именно она стала одним из основных движущих элементов революции.
Ожидания людей очень высоки, а терпение на пределе. Кроме того, экономическая ситуация наших основных торговых партнеров в Европе влияет на наш экспорт и туризм. Но, несмотря на эти трудности, правительству удалось снизить безработицу на 2% — с 18 до 16%. Увеличился также экономический рост — с 2%, когда мы пришли к власти до 3,5% в 2012 году. Выросло и число туристов — в прошлом году мы приняли 6 миллионов гостей.

Однако та молодежь, которая совершала революцию, никаких улучшений в своей жизни не увидела, и это проблема, на решение которой потребуется много лет.

Вторая проблема – это безопасность. Революция привела к ослаблению государства и его власти. В результате различные группы стали пытаться раздвинуть границы дозволенного. Экстремисты с обеих сторон — будь то религиозные правые или крайне левые — стараются навязать свои взгляды, безо всякого уважения к закону.

Постепенно мы восстанавливаем авторитет государства, но не на страхе, как было при диктатуре, а на верховенстве закона.
Что касается проблемы салафитов, хотелось бы подчеркнуть, что это явление является плодом режима Бен Али, а не демократии.
Проблема эта сложная, и требует комплексного решения. Например, она особенно актуальна в бедных районах, и следовательно их развитие должно стать частью решения.

Кроме того, нужно понимать, что явление это очень разнообразное, и далеко не всегда связанное с насилием.
Поэтому нужно стараться отвратить как можно больше салафитов от насилия, чтобы изолировать самых радикальных и оставить их в меньшинстве. Это может быть достигнуто путем диалога, убеждения, что их понимание ислама – неправильное, и необходимо действовать в рамках закона, если они хотят реализовать все свои гражданские права.

Третий элемент искомого решения — это безопасность: с теми, кто хочет или пытается нарушить закон, или насильно навязать свое мнение другим, необходимо обращаться со всей строгостью. Именно так поступило правительство в прошлом году, заключив в тюрьму сотни тех, кто пытался нарушить закон и, к сожалению, убив некоторых из них в ходе ожесточенных столкновений.

Но безопасность должна основываться на уважении прав человека и верховенстве закона, а не как во времена диктатуры, когда все права игнорировались.

Падение диктаторского режима в Тунисе стало той искрой, с которой началась «Арабская весна». Нет никаких сомнений, что успешный опыт Туниса будет способствовать популярности этого мирного и демократического пути. Тунис показал, что «Арабская весна» не превращается в «фундаменталистскую зиму».

Сегодня мы можем заверить вас, что она превратится не в «религиозную» или  «секуляристскую» зиму, а в демократическую весну, где есть место каждому.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях