На этом фоне как-то на второй план отодвинулся вопрос о том, что все мы, кто пользуемся телефонами, интернетом, да любым современным средством коммуникации, находимся под неусыпным контролем спецслужб. Вернее, одной большой спецслужбы, потому что, судя по тому, с какой готовностью, граничащей с подобострастием, разведслужбы разных стран мира сотрудничали с американским «Большим братом», эти органы отличаются друг от друга лишь буквами на аббревиатуре. Но не целями и методами достижения этих целей.
Но ужасает не только и не столько попытка спецслужб проникнуть в телефонные разговоры, электронные письма и смски людей, сколько молчаливое принятие миллионами этой ползучей чумы, поражающей не только наши компьютеры, но и наши мозги.
Моралесом может стать и Медведев
В начале июля сразу несколько европейских стран отказались принять самолет президента Боливии Эво Моралеса для дозаправки. Причиной тому было опасение, что на борту президента, возвращавшегося на родину из Москвы, может находиться Эдвард Сноуден. Франция, Италия и Португалия, очевидно, получившие соответствующие инструкции из США, не разрешили самолету президента дозаправиться на своей территории. Австрия, хоть и позволила Моралесу сесть в венском аэропорту Швехат, однако, вопреки всем дипломатическим нормам, провела обыск президентского борта на предмет нахождения там экс-сотрудника ЦРУ Сноудена. Главу суверенного государства продержали в транзитной зоне венского аэропорта свыше 12 часов, как прошкодившего школьника.
Кому -то может подуматься, что эта ситуация могла возникнуть только с Эво Моралесом или другими лидерами развивающихся стран. Мол, с Путиным такого не могло бы произойти, или с какой-нибудь там Ангелой Меркель. Ошибаетесь. Подобное в наши дни может произойти с любым главой любого государства. Самолетам Меркель или Путина воздушный коридор закрывать может и не стали бы, однако на прослушку их поставить вполне реально. Или электронную почту контролировать. Чему свидетельство хотя бы тот факт, что Агентство Национальной Безопасности США прослушивало разговоры Дмитрия Медведева, в бытность его, хоть и номинальным, но все же президентом одной из самых могущественных стран мира. Во время визита Медведева в Лондон на саммит «Большой двадцатки» в 2009 году, согласно данным, предоставленным Эдвардом Сноуденом, специалисты американо-британской базы радиоперехвата Menwith Hill пытались расшифровать звонки Медведева, проводившиеся через специальные спутниковые каналы связи.
На крючке АНБ
И это не единичный случай. АНБ прослушивало представительства ЕС в Вашингтоне и Нью-Йорке. Кроме того, именно АНБ стояло за прослушкой телефонных линий в штаб-квартире Европейского совета и Совета ЕС в Брюсселе. А на днях стало известно о том, что целый ряд австрийских министров также находились под колпаком американских спецслужб. Абсурдность ситуации заключается в том, что пока спецслужбы США прослушивали высшее руководство Австрии, местные, австрийские, спецслужбы активно сотрудичали с АНБ, передавая им данные на своих граждан.
Не отставала от своего соседа и Германия. В то время, как США прослушивали 38 иностранных посольств и дипмиссий, а в одной только Германии ежемесячно отслеживали около 500 миллионов контактов немецких граждан в телекоммуникационных сетях, включая переписку в интернет-чатах, использование электронной почты, а также телефонные звонки и sms-сообщения, немецкая спецслужба БНД сливала информацию о своих согражданах американским коллегам. При этом, по утверждению Сноудена, сотрудничество Германии и других западных стран с АНБ организовано таким образом, что ведомства этих государств «могут защитить своих политических лидеров, если вдруг выяснится, насколько масштабно попирается частная сфера людей».
Поэтому неудивительно, что на днях фрау Меркель в беседе с журналистами сделала удивленные глаза, утверждая, что узнала о масштабах слежки, которую ведут американские спецслужбы, лишь из сообщений СМИ.
Жить без компьютера и мобильного?
Моя приятельница Элке, немка, прочитав в любимом журнале Шпигель откровения Сноудена, удалила все три своих почтовых аккаунта, заблокировала свои страницы на всяких форумах и чатах и выбросила свой комьютер на помойку, предварительно вытащив из него все провода. Теперь она ждет, пока мобильный оператор не расторгнет договор на сотовый телефон, заключаемый на два года и как раз недавно в очередной раз ею продленный. Но отдает себе отчет в том, что вряд ли эти меры спасут ее от всевидящего ока и всеслышащих ушей родных и чужих спецслужб. Потому что они уже, кажется, везде. И это не паранойя.
Мы пишем любимым романтические письма по электронке (кто их пишет сегодня еще от руки?), или набираем короткие сообщения родным и близким, шутим с друзьями по телефону или ругаемся в скайпе – и все это время рядом находится кто-то незримый, кто-то все время следит за нами. 2013 в реальности оказался намного страшнее и изощреннее книжного 1984-го.
Нас как будто переместили в стеклянные домики и наблюдают за нами в режиме реального времени. Интимной жизни или личного пространства практически не осталось — только жизнь наизнанку.
Но мы все молчим.
Вместо того, чтобы выйти миллионами на улицы по всему миру и сказать «Нет!» этому современному вуайеризму властей, мы продолжаем гадать, где прячется Сноуден, попутно названивая по скайпу или набирая смски – на радость невидимым соглядатаям.