Закрыть

Обо всём

А кого поддерживает власть в споре физиков и лириков?

 

Как выяснилось, привели его на родину дела достаточно прозаичные: борьба за власть. Ильдус Файзов вознамерился организовать Казанский муфтият. Что это за рыба такая «Казанский муфтият» и с чем ее едят, толком никто не сможет объяснить.

Структура Духовного управления мусульман Республики Татарстан под названием «Казанский мухтасибат» уже существует. Возглавляет ее один из самых влиятельных имамов Мансур Жалалетдинов. В частности, в ведении мухтасибата находится старейшая мечеть города «Марждани», Исламский колледж, торгово-розничные точки, ряд печатных и интернет СМИ. Да практически все столичные мусульманские приходы находятся в юридической орбите Казанского мухтасибата.

Его руководитель Мансур-хазрат до последнего не терял надежды занять заветный пост муфтия Татарстана. Лоббистские возможности и номенклатурные связи позволяли ему рассчитывать на успех. Но одного желания и личных стараний оказалось недостаточно. Отсутствие харизмы, необходимой теологической подготовки и ряд других факторов сыграли свою роль. Хотя он и позиционировал себя как хозяйственник, независимый игрок, не завязанный на клан экс-муфтия Гусмана Искахова, и не являющийся сторонником еще одного «экса» Ильдуса Файзова.  Но по-прежнему в системе местного мусульманского клерикалитета его позиции сильны и незыблемы.
И вот в этих условиях Файзов принимает решение бросить вызов Жалалетдинову. Их интересы непременно столкнутся. Но для Файзова это не самоцель. Его приезд в разгар Универсиады не с проста. Он явно подобрал подходящий момент.

Удачный момент для рывка

В высоких эшелонах татарстанской власти откровенно не до него. Все озабочены текущим спортивным мероприятием. Властные структуры работают на износ. Конечно же, приезд Файзова они зафиксировали, но дальнейшее прогнозирование и выработка дорожной карты — отложены на потом, как второстепенный вопрос.

Тем более, что с ним был заключен неформальный пакт: он уходит с почестями и отправляется в солнечную Турцию, а власть не разоблачает его подрывную деятельность и многочисленные финансовые нарушения. Кстати, это очень серьезный аспект. Противники Гусмана Исхакова из числа окружения Файзова вменяла в вину первому как раз-таки коррупционность и финансовую нечистоплотность. Это был один из весомых аргументов, которым козырял штаб Файзова, укоряя команду Гусмана-хазрата.
Зная Ильдуса-хазрата лично, могу сказать, что человек он целеустремленный, честолюбивый, упертый. И раз он принял решение, то значит будет идти до конца, невзирая ни  на что.

Я думаю, что тот вынужденный уход с поста муфтия очень сильно задел его самолюбие. И все это время он выжидал момент, готовил блицкриг.

Тем более, что у него есть стартовые позиции в виде поддержки определенной части силового сегмента федеральной власти, которая все еще рассчитывает прижать Татарстан к ногтю, а позже расщепить и разделить его экономическое достояние. Так как это произошло с Башкортостаном, когда команда бывшего Президента республики Муртазы Рахимова и его сына Урала была наголову разбита московскими финансово-промышленными группами во главе с АФК «Система», которая и завладела лакомым нефтедобывающим и перерабатывающим сектором.

Напомню, что на сегодня  ОАО «Татнефть» — фундамент татарстанского социально-экономического благополучия и политической субъектности — единственная столь крупная нефтяная компания, не вошедшая в состав гигантских федеральных нефтеконсорциумов. Хотя такие попытки отмечались, но нельзя сказать, что это были полноценные атаки, так, скорее, разведка боем.

В этой части интересы Файзова и тех, кто за ним стоит, а также финансово-промышленных групп могут органично сойтись. Идейно-информационную поддержку будет оказывать небезызвестный Российский институт стратегических исследований.

Скорее всего, стратегический вектор деятельности группы Файзова будет направлен на традиционную критику в ваххабизации Татарстана, на обвинения властей республики якобы в поддержке салафитского лобби, сепаратизме и прочих измов. Щедрая финансовая помощь ему гарантирована.

Наверняка, объединит он под своим началом и ряд одиозных недовольных татарстанской властью клерикальных деятелей, которые сейчас отдаленны на приличное расстояние от центров принятия идеологических решений и лишены так важного для них общественного статуса. На руку группе Файзова будет играть и тот факт, что вновь избранный муфтий Татарстана Камиль Самигуллин еще относительно молод, не имеет должного опыта аппаратной борьбы, мощной команды с острыми зубами для противодействия такого рода атакам и т.д.

Но самое главное, видимо, Файзов хорошо осведомлен о том, что после Универсиады возможны значительные изменения в структуре татарстанского истеблишмента. Если Минниханов не сможет отбиться, то он пойдет на повышение в Москву на должность вице-премьера по инновациям.

Это будет означать, что здесь развернется нешуточная борьба за право наследия. Элиты придут в броуновское движение, начнется создание союзов и альянсов, всплывут тонны компромата. Мы увидим громкие разоблачения и отставки, подставы и провокации. Вот тут-то группа Файзова и сможет войти в игру как полноценный политический игрок.

Руслан Айсин, политолог


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях