Исмаилу всего 16, но он уже бросил школу, и трудится в поселении Аграман, чтобы прокормить семью из 12 человек, и помочь старшему брату оплатить учебу в университете. Он работает в поле по восемь часов, иногда семь дней в неделю, в зависимости от времени года.
«В будущем я хочу опять ходить в школу, надеюсь, будет еще не слишком поздно ее закончить, — говорит Исмаил, родом из деревни Аль-Зубейдат в долине реки Иордан. – А сейчас я не могу вернуться, потому что деньги нашей семье очень нужны, и приходится заниматься этим».
По стопам старших
По данным Центра развития «Ma’an» в Рамалле, число палестинцев, работающих в еврейских поселениях в долине, колеблется от 10 до 20 тысяч, в зависимости от сезона. Дети составляют от пяти до десяти процентов.
Эти несовершеннолетние работники живут в деревнях Иорданской долины, таких как Аль-Фасайль, Аль-Джифтлик и Аль-Зубейдат, или приезжают из других частей Западного берега, особенно с южного Хевронского нагорья, где условия жизни просто ужасающие, уровень безработицы крайне высок и не хватает воды. Чаще всего, дети следуют по стопам старших членов семьи, занимаясь подобным трудом.
Они бросают школу в 15-16 лет, поскольку работа в поселениях обычно остается единственным средством выживания для них и их семей.
«Большинство из них видят в этих заработках единственный путь к лучшей жизни, — говорит координатор правозащитной деятельности Центра «Ma’an» Крис Майкл. – Многие тридцати-сорокалетние мужчины работают в поселениях с 14 лет».
Высокий уровень отсева в школах частично объясняется недостатками образовательной системы в долине. Главным образом это отсутствие соответствующей инфраструктуры и большое количество учащихся в каждой школе, из-за израильских ограничений на строительство.
Согласно докладу Центра «Ma’an», «около 10 тысяч детей, живущих в «зоне С», начали 2011/12 учебный год в палатках, вагончиках или обитых железом лачугах, которые не защищают ни от жары, ни от холода. Кроме того, почти треть школ «зоны С» не имеют надлежащего водоснабжения и санитарных условий».
Авторы доклада «Параллельные реальности: израильские поселения и палестинские общины в долине реки Иордан» выяснили также, что многие школы получали распоряжения о сносе или временном прекращении деятельности от от израильских властей.
Вот и получается, что дети отправляются на заработки в еврейские поселения, по просьбе членов семьи или по собственному желанию. 16-летний Мухаммад из деревни Аль-Фазайль работает в соседнем нелегальном поселении Томер, где собирает и упаковывает сладкий перец летом, и трудится на финиковых плантациях зимой.
Мухаммад бросил школу, потому что считал зарабатывание денег важнее среднего образования. «Школа не готовила меня к будущему, — объясняет он. – Многие поступают даже в университеты и не находят работу, и со мной было бы не лучше».
Долина могла бы кормить весь Западный берег
В Иорданской долине это явление проявляется особенно ярко. 95 процентов земли здесь считаются «зоной С» отданной по кабальным соглашениям в Осло под полный административный и силовой контроль Израиля. Эта территория изобилует еврейскими поселениями и закрытыми военными зонами, большие участки отведены под «природные заповедники».
«Многие палестинские деревни имеют сельскохозяйственные земли в «зоне С». Это означает, что палестинским семьям нужно разрешение, чтобы попасть туда, что допускают их только в определенные часы, и что им разрешается использовать только определенное оборудование. Все это вместе взятое значит, что они не могут конкурировать с израильскими поселенцами в плане экспорта — с точки зрения ценообразования и качества», — говорит Крис Майкл.
«Так что в конечном итоге они сдают свою землю в аренду, и отправляются на заработки в близлежащие поселения», — добавляет он.
Иорданская долина могла бы стать житницей всего Западного берега, благодаря своим плодородным землям и богатым водным ресурсам. Но очень мало этих земель и водоносных горизонтов доступны палестинцам, которым оставлено лишь около пяти процентов территории. Поэтому выращивать здесь что-то трудно. Суровые условия жизни — прямой результат израильской конфискации земель, управления водными ресурсами и возведения разделительной стены. В конечном итоге все это вынуждает палестинцев работать в незаконных поселениях.
В долине реки Иордан живут приблизительно 60 тысяч палестинцев. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, 9500 израильтян обитают здесь в 37 поселениях.
Оказавшись в стенах этих поселений, малолетние труженики убирают, таскают ящики, собирают и упаковывают овощи и фрукты, работая на жаре, достигающей 50 ° по Цельсию летом, и получая от 50 до 90 шекелей (14 — 25 долларов) за восьми- или девятичасовой рабочий день.
Эти жалкие заработки составляют 25-50 процентов того, что полагается им по израильскому трудовому законодательству, устанавливающему минимальную заработную плату 23,12 шекеля (5,75 доллара) в час — не считая медицинской помощи , оплачиваемого отпуска и больничных, которые палестинским работникам не предоставляются.
Израильские власти покрывают нарушителей
Но, как отмечает израильская организация «Kav LaOved», защищающая права трудящихся, «израильские работодатели в поселениях и промышленных зонах на Западном берегу по прежнему постоянно отказывают в правах своим палестинским рабочим. Это грубейшее попрание трудовых прав стало возможным благодаря тому, что против нарушителей не применяется почти никаких правоохранительных мер».
Палестинская Всеобщая федерация профсоюзов считает, что эта «сложная проблема» требует согласованных усилий многих организаций.
«Мы начали кампанию по привлечению общественного внимания, — говорит Хаула Элайян, возглавляющая профсоюзный департамент детского труда. – Проводим встречи с семьями, школьниками и местными органами для решения этой проблемы. Но не хватает официальных инспекторов, чтобы проверять, что детьми не злоупотребляют. И главное, мы не имеем юрисдикции в израильских поселениях».
Обычно работу находят через «васита» — палестинского «посредника», который берет за это разовую или ежемесячную плату.
«Для поселенцев это еще одна возможность выйти сухими из воды, — объясняет Крис Майкл из Центра развития «Ma’an». — Они могут ссылаться на собственное незнание, перекладывая всю ответственность на своего «прораба».
Дети, приехавшие из других районов Западного берега, вынуждены жить в ужасных условиях – в сырых складских помещениях, иногда по 20 человек в небольшой комнате.
«Тот факт, что большую часть долины реки Иордан развивать нет возможности, заставляет этих детей решать: «Ничего не поделаешь, у отца работы нет, брат в университете, так что работа в поселениях — наше единственное средство выживания». Таков общий настрой», — цитирует Криса Майкла «Аль-Джазира».