На этой неделе погибли свыше 70 человек и более 1500 оказались ранеными в результате столкновений по всей стране. В ночь на понедельник в центре Каира начались бои между враждующими группировками с использованием камней, дубин, зажигательных смесей, зарядов для фейерверков и ножей…
Другим долгосрочным последствием переворота стал ускорившийся процесс радикализации ихвановского движения. И произошедшие в последние дни инциденты — только начало этого тренда.
Сотни сторонников президента Мурси собрались перед штаб-квартирой республиканской гвардии, где, как считается, содержится свергнутый президент. Около 4 часов утра по местному времени 8 июля здесь начались столкновения с армией. Военные заявляют, что исламисты пытались штурмовать казармы, и при этом убили одного офицера и ранили нескольких солдат. «Братья-мусульмане», со своей стороны, утверждают, что их сторонники молились, когда по ним был открыт огонь, поразивший более 50 человек. Ожесточенные столкновения произошли в Александрии. Там погибло 14 человек и более 200 ранено.
Армия нервничает
Военные занервничали. Подъезды к Каиру были перекрыты, движение по мостам через Нил остановлено, на главных магистралях появились спешно возведенные блокпосты с колючей проволокой. Спецподразделения армии и полиции взяли под усиленную охрану госучреждения и блокировали сторонников «Братьев-мусульман», продолжающих бессрочную акцию протеста на площади Рабии-аль-Адавия. Однако добиться контроля над ситуацией властям не удается до сих пор. В ряде египетских городов по ночам слышны перестрелки. Четырехчасовой бой шел у военной базы на Синае.
Генералы, может, и хотели бы, но не могут пойти на широкомасштабное применение военной силы по двум основным причинам. Во-первых, лояльность исламизированного рядового и младшего офицерского состава руководству вооруженных сил достаточно сомнительна, и есть риск раскола армии. Во-вторых, Сиси и его ближайшее окружение опасаются, что, развязав гражданскую войну, они не только потеряют остатки легитимности, но и вообще могут оказаться «вне закона».
Генеральная прокуратура выписала ордер на арест верховного наставника «Братьев-мусульман» Мухаммада Бади. Кроме того, генпрокуратура дала санкцию на арест еще троих руководителей ихванов. Еще ранее был задержан первый заместитель верховного наставника движения — харизматический Хайрат аль-Шатер. Однако практически сразу после своего ареста Мухаммад Бади был освобожден.
Восстание ихванов
Партия свободы и справедливости призвала к «восстанию великого египетского народа против тех, кто пытается украсть революцию с помощью танков». ПСС обратилась и к международному сообществу: «Мы призываем мировое сообщество, все международные группы, всех свободных людей вмешаться, пресечь убийства и не допустить появления новой Сирии». С осуждением новой незаконной власти в Египте выступили ХАМАС и правительство Турции.
Руководство «Братьев-мусульман» создало «Национальную коалицию в поддержку законности», объединяющую партии и организации исламской ориентации, и призвала начать общенациональные акции протеста. Вторая по влиятельности исламская партия «Аль-Нур», сначала одобрившая свержение Мурси, после первых столкновений вышла из переговоров о создании временного правительства. Но в то же время продолжается ухудшение отношений между «Братьями-мусульманами» и коптами (около 7 миллионов человек в стране), поддержавшими отстранение Мурси от власти.
Непонятная декларация
8 июля временно исполняющий обязанности президента Али Мансур издал непонятно кем подготовленную и кем одобренную конституционную декларацию. В течение полумесяца в Египте должен быть создан комитет по внесению в конституцию поправок, на подготовку которых отводится четыре с половинной месяца. Как только комитет завершит свою работу, новый основной закон страны должен быть вынесен на референдум, а после его одобрения в течение 15 дней должны состояться выборы в парламент, предположительно в феврале 2014 года. Спустя неделю после первого заседания парламента будет объявлено о начале президентских выборов.
Однако эта декларация была отвергнута не только ихванами, но и коалицией либеральных и светских организаций, входящих во Фронт национального спасения. Хотя руководитель ФНС Аль-Барадеи получил пост вице-президента.
После публикации конституционной декларации главой «переходного правительства» был назначен Хазем аль-Беблауи. Он заявил о готовности отдать сразу семь портфелей членам предыдущего кабинета Мурси. Кроме того, должность вице-премьера была предложена Юнису Махьюну, лидеру «Аль-Нур».
Новый премьер признал, что его кабинету будет трудно добиться существенной поддержки народа и удовлетворить ожидания всех слоев населения». Ихваны отвергли предложение принять участие в формировании нового кабинета: «Мы не ведем дела с путчистами».
Мир наблюдает
Между тем экономическое положение страны быстро ухудшается. Производство находится в параличе, местная валюта обесценивается, бензин продается с перебоями, с прилавков исчезают основные продукты питания, включая хлеб. Саудовская Аравия и ОАЭ, которые приветствовали военный переворот, пообещали новым властям 8 млрд. долларов.
Администрация Обамы отказалась считать отстранение Мурси военным переворотом. Более того, появились свидетельства, что фактическим дирижером последнего египетского кризиса стал именно Вашингтон. Целый ряд американских политиков за последние дни выступили в поддержку действий египетской армии.
Наиболее откровенно позицию Запада выразил Тони Блэр, который является представителем «международного квартета» по Ближнему Востоку. Он заявил, что у египетской армии не было выбора, так как единственной альтернативой перевороту было погружение Египта в пучину хаоса. По словам Т.Блэра, Западу следует поддержать «демократический переход» власти в Египте. «Нам необходимо сотрудничать с новой властью».
Точка зрения Москвы противоположна американской позиции. Кремль считает, что в Египте произошел военный переворот и от власти был отстранен законный президент страны. Причем, российское руководство пессимистично оценивает перспективы самой большой арабской страны. В.Путин прямо заявил, что Египет находится на пороге гражданской войны.
Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований«Россия – Исламский мир».