Около села Сюкеево Республики Татарстан 10 июля 2011 г. затонул пассажирский лайнер «Булгария». Теплоход возвращался из городища Булгар в порт Казани. В катастрофе погибло 122 человека, из них — 28 детей. Людей искали в реке несколько недель.
«Булгария» была технически непригодна к использованию. В частности, следователи выяснили, что на теплоходе оказались неисправны двигатель и системы радиооповещения, а также не было необходимого количества средств спасения. Более того, судно было перегружено — вместо 156 на борту находился 201 человек. А тут еще и ударила гроза…
Стоит сказать, что «Булгарию» должны были списать еще в 1975 г., однако владельцы и арендаторы судна стремились выжать из него максимум прибыли. Теплоход выходил в рейс, не имея необходимых разрешений на перевозку туристов, разваливаясь буквально на глазах. Неудержимая жажда наживы хозяев лайнера привела к чудовищной трагедии. Не меньшую ответственность за эту преступную халатность несут и чиновники, допустившие судно к эксплуатации.
Судебное разбирательство все еще идет. Окончательное постановление по делу пока не вынесено.
«Булгария» и Булгар
Крушение речного лайнера с говорящим для Татарстана названием «Булгария» произошло в момент, когда теплоход возвращался из города Булгар, который является знаковым местом для татар. Город Булгар — столица Волжской Булгарии, где в далеком 922 году был официально принят Ислам как государственная религия.
Столица государства располагалась практически на самой середине Волжского торгового пути, соединявшего страны Востока с Центральной и Северной Европой, что давало значительные преимущества в геополитическом и геоэкономическом плане. Более того, она была и остается самым северным центром мусульманской ойкуменой.
Со времен Золотой Орды в Булгаре сохранились архитектурные памятники, которые относят к XIII-XIV векам: минарет мечети, Черная палата, царская усыпальница и другие сохранившиеся объекты старины.
Булгар является местом туристического и этнического паломничества татар. Здесь проходит ежегодный традиционный «джиен» — сход татар-мусульман, приуроченный к годовщине принятия Ислама Волжской Булгарией.
После того, как Минтимер Шаймиев сложил с себя полномочия Президента Татарстана в 20110 г., он принялся за масштабный проект по возрождению городища Булгар. Для этих целей был создан специальный фонд «Возрождение». По накатанной схеме все государственные и коммерческие предприятия в добровольно-принудительном порядке должны были внести свой вклад в это «святое дело».
Работники бюджетной сферы перечисляли свои ежедневные заработные платы в новообразованный фонд, который рос как дрожжах. Деньги текли рекой по Волге.
Шаймиеву удалось выбить и федеральные средства на восстановления Булгара и Свияжска, места паломничества православных-христиан, находящееся на острове близ Казани. Свияжск, усыпанный монастырями и церквями, долгое время был настоящим захолустьем, у него не было постоянного сообщения с материком, частые перебои с электричеством — норма, которую исправили лишь пару лет назад. Здесь же существовало единственное «градообразующее» учреждение — психбольница, которая обеспечивала работой небольшое островное население.
Именно Свияжск стал форпостом войск Ивана Грозного для завоевания Казанского ханство в 1552 году. Поэтому, скажу честно, у татар к этому месту отношение не однозначное. Историческая память народа еще свежа и раны кровоточат. Каждый год 15 октября татарская общественность отмечает День памяти и скорби по убитым во время осады Казани и потере татарской государственности.
Но то «дела давно минувших дней, предание старины глубокой», скажет иной читатель. И по-своему будет прав.
Крушение булгаризма?
Трудно оспорить сам факт того, что восстановление памятников старины — нужное и важное дело. В этом сомнений нет. Наша страна, богатая своей культурой и историей, просто обязана развернуться лицом к ним. За годы бессистемного капиталистического лихолетья мы вообще потеряли все духовные и нравственные ориентиры. Вернее, заменили их суррогатами и симулякрами в лучших традициях эпохи постмодерна.
Шаймиев не просто взялся восстанавливать Булгары, он принялся в спешном порядке конструировать новую историко-идеологическую реальность. Отныне доминирующим трендом общественной дискуссии объявили булгаризм. Как будто и не было великой золотоордынской, кочевой, цивилизации, частью которых несомненно являлась Волжская Булгария.
Однако идеологи булгаризма настаивают на том, что булгарская цивилизация имеет лишь косвенное отношение к тюркскому кочевью. В историко-научной среде стали модными шутки о том, что еще немного и булгар приравняют к великим ариям. Ведь те тоже были светловолосыми, голубоглазыми атлетами большого роста и являлись носителями сакральных знаний и таинств.
Этот идеологический авантюризм расколол татарскую общественность. А куда девать сибирских, астраханских татар? Выходит, что из единого татарского этноса искусственным путем вычленяется ядро, которое провозглашается правильным и самым цивилизованным. Остальным в этой конструкции место на исторической периферии.
Ведь на территории собственно Татарстана проживает чуть менее четверти всей татарской нации. Остальные дисперсно расселены по Большой Евразии. Выходит, что они выпадают из этого «булгарского цивилизационного ареала»? И что же теперь 25-летние старания Татарстана и интеллигенции по консолидации и духовному сплочению татарской нации можно вот так вот просто взять и вычеркнуть?!
Шаймиев отступил
Также больший всплеск общественного возмущения вызвало желание Шаймиева установить в Булгарах статую «Хранительницы» — крылатого барса 12-метровой высоты (белый барс — символ Татарстана). Автор скульптуры Даши Намдаков, известный своей увлеченностью языческими мифами, которые он переносит на свое творчество.
Скульптура представляет из себя инфернальное чудовище-горгулью, как будто взирающее на нас с фронтонов Собора Парижской Богоматери. Статуя обошлась в 1 млн. евро, высекали это «творение» в Италии.
Несколько тысяч человек, в числе которых были известные деятели науки, образования, культуры, видные общественные лидеры, обратились с открытом письмом к Шаймиеву с требованием не допустить установки статуи на том месте, которое считается памятным для татар-мусульман, где совершаются намазы и зикры.
Первое время Шаймиев был непреклонен, говорят, он готов был установить статую из принципа. Он так привык за долгие годы единоличного правления. Но все же сломать через колено общественное мнение не решился. В противном случае Булгары бы перестали посещать многочисленные соплеменники, которым важен не сколько эстетический, сколько религиозно-исторический дух местности.
Впрочем, полностью от идеи установки «Хранительницы» Шаймиев не отказался. Он высказал намерение разместить ее в другом городе.
Деньги не всему голова
Тогда многие говорили, что история с крушением лайнера «Булгария» — это знак свыше, что слишком много символического в этой трагедии сошлось в одной точке. Нельзя вот так вот просто пренебрегать внутренними законами и памятью. Булгар был превращен в популярный туристический маршрут, где зачастую не соблюдались элементарные правила: нельзя тревожить такие места и память погребенных здесь. А сюда приезжали, чтобы «культурно» отдохнуть, поесть шашлычок… Потребительское отношение к этим местам вызывало праведный гнев у старожилов и тонко чувствующих ситуацию людей.
Конечно, за три последних года выстроена неплохая инфраструктура. Но денежный ливень не должен смыть подлинный дух этих мест. Новоделы и асфальты может быть и удобны, но они ничто по сравнению с исторической атмосферой и аурой древнего города.
Как итог, ЮНЕСКО отказалось включать Свияжск и Булгар в список объектов всемирного наследия. Как видим, не все мерится деньгами.
Руслан Айсин, политолог