Несколько месяцев назад суд прошел в Ставрополе. По итогам заседания истцам было отказано в просьбе разрешить девочкам из двух сел края, лишенным возможности получать образование вместе с остальными детьми, посещать школу в хиджабах. 10 июля истцы вновь попытаются добиться справедливости уже в Верховном суде. Процесс привлек внимание даже первых лиц государства. За ним пристально наблюдает мусульманское сообщество России.
Андрей Кураев, протодиакон Русской Православной Церкви:
– Я считаю, что запрет на ношение хиджабов в школе порождает двоякую ситуацию.
Во всех школах нашей страны, на самых различных уроках детям рассказывают, что национальный костюм – самое, что есть прекрасного в сокровищнице народной культуры. Им показывают прекрасные картинки в книгах, на плакатах, водят на экскурсии в музеи, чтобы продемонстрировать насколько уникальные наряды носили наши прабабушки.
И у всех народов РФ национальный женский костюм предполагает наличие головного убора: аккуратно и красиво повязанного, украшенного рисунками и бисером. Много речей, что национальный костюм необходимо хранить. И тут получается, что стоит девочке прийти в таком костюме (или частично в нем) в школу, как ее сразу же оттуда выгоняют, говоря, что ее действия имеют «экстремистскую направленность».
В советские времена, я помню, православным тоже запрещали носить крестики. Сегодня мусульманству поставили ощутимую подножку — начали с платков, а затем озаботятся происхождением их обручальных колец, например.
Вместо того, чтобы говорить о толерантности, может, в самом деле, позволим всем быть разными? Надо идти не путем запретов, а путем спокойного отношения к тому, что есть люди других религиозных конфессий, чьи семейные традиции нельзя взять и просто так ампутировать.
Константин Бендас, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской:
Вопрос неоднозначный, ведь, с одной стороны, все мы ценим свободу слова, вероисповедания, совести. С другой, мы понимаем, что у любых личностных свобод существуют определенные ограничения. Россия является светским государством. И исходя из этого, верующего иногда вынуждают подчиниться тому, что для него является грехом.
Существует устав учебного заведения, есть общие правила и нормы об образовании, а также распоряжения и постановления Министерства образования, которым мы также подчиняемся.
Подобная ситуация в свое время была во Франции. Там ритуальным элементом одежды группы школьников было ношение холодного оружия. Юноши настаивали, что из религиозных соображений они должны иметь при себе кинжал либо нож. Безусловно, в условиях сохранения безопасности других граждан это было недопустимо.
В данном же случае мы говорим о ношении таких аккуратных обязательных символах веры как крестик, кипа, хиджаб – это приемлемо, хорошо и, наоборот, должно приветствоваться.
Существует разница между атрибутами, внутренними символами веры и навязыванием своей религиозности, веры, убеждений. Грань достаточно тонкая, но, тем не менее, мы обязаны вместе, и государство, и религиозные организации, и журналистское сообщество, найти эту грань и постараться привести данную ситуацию к гармонии. Религиозные организации, государственная власть и общество должны найти гармонию, золотую середину.
Ведь ранее в России было разрешено фотографироваться женщинам-мусульманкам в хиджабе на паспорт. Но, когда мы говорим о парандже, которая не позволяет ни различить, ни определить черты лица, ни установить личность — это недопустимо.
Зиновий Коган, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России:
Мусульмане должны носить хиджаб, это предписание их религии, и никто ни вправе запрещать им это делать. Что касается ношения религиозной символики в государственных учебных заведениях, где правят свои определенные порядки и нормы, тут возникают противоречия, в том числе и у меня.
Платок – это и гигиенично, и красиво, и пошла эта традиция издавна, сердцем я поддерживаю тех школьниц. Но на языке крутятся уставы, которые касаются всех – и иудеев, и христиан, и мусульман. Есть такое правило — мы должны соблюдать законы государства, и если они говорят о запрете на ношение платков — от этого уже никуда не деться.
Все дети находятся в конкретном учреждении, и поэтому обязаны соблюдать здешние правила. Другое дело, почему никто не задумался о создании частных школ?
Почему никто не стал рассматривать возможность кооперации, когда для школьников – мусульман нужно постараться открыть частные школы, где они смогут спокойно учиться, и где дирекция школы не станет преградой в получении образования.
Релиз подготовлен при поддержке 1kurs.net. Кредиты в Санкт-Петербурге наличными без поручителей и справок, подробнее кредитах в СПБ.