По версии Совета муфтиев России, Рамадан в этом году начался вчера вечером, 8 июля. Таким образом, первый день поста приходится на сегодня, 9 июля. Аналогичного мнения придерживается Духовное управление мусульман Татарстана. В соответствии с этим вечером состоялись в мечетях первые таравих-намазы (коллективные молитвы, совершаемые в Рамадан в ночное время).
Между тем, вчера после вечернего намаза мусульмане Дагестана собрались в мечетях в ожидании объявления наступления месяца Рамадан. Но, спустя некоторое время, было сообщено, что первым днем поста будет не 9, а 10 июля. Это сообщение транслировалось по местным телеканалам.
Аналогичная ситуация в Чечне. Изначально называлась дата 9 июля. Однако в ночь на вторник ожидаемого новолуния в республике не зафиксировали. «В ночь на среду, по всем прогнозам, на небе должна появиться молодая луна», — говорится на официальной сайте аж Главы и Правительства ЧР.
По этому поводу поместил пост в Инстаграм и Рамзан Кадыров: «Пророк (мир ему) учил, что начинать месяц Рамадан следует, увидев новолуние. Если же луна не видна, он предписывал, что нужно довести месяц Шаабан до 30 дней. Мы с большой долей вероятности думали, что в ночь на вторник будет новолуние, но этого не произошло. Как мы убедились, мусульманский мир начинает уразу со среды. Мы являемся частью Уммы Пророка (мир ему) и также по единогласному решению наших алимов начнем отсчет дней поста со среды, 10 июля».
В Москве община «Дар уль-Аркам», молельный дом которой посещают тысячи мусульман, также объявила начало Рамадана, как и на Кавказе, вечером 9 июля.
Рамадан-2013 в мире
Власти Королевства Саудовской Аравии объявили началом Рамадана 9 июля, хотя ранее ориентировочно говорили о 8. Начало поста поменяли и в других странах Залива, сославшись на данные астрономических обсерваторий.
Муфтият Египта также назвал вторник, 9 июля, тридцатым днем месяца Шаабан, а следующее за ним 10 июля, соответственно, — первым днем поста. «Законодательный и научный комитет при муфтияте Египта сегодня провел наблюдения после захода Солнца и не обнаружил нового месяца», — заявил муфтий Египта Шауки Алям вчера вечером. По его словам, это подтверждено астрономическими наблюдениями.
Однако в Северной и Южной Америке, в странах континентальной Европы и в Британии, в западной Африке Рамадан уже начался. Также к посту приступили мусульмане Турции, Индии, Китая и большей части постсоветского пространства. Из арабских стран в это число попал только Тунис.
Мнения могут быть разные, но решение всегда одно
Споры возникают из-за разных методов определения начала и конца лунных месяцев. Вопрос приобретает не просто актуальность, а остроту каждый год накануне наступления поста или праздника. В 2011 г. исламский мир вынужден был ориентироваться аж на 4 (!) разных мнения относительно конца Рамадана.
Мазхабы и отдельные богословы-правоведы по-разному подходят к данному вопросу. Одни говорят о необходимости видеть новую луну именно над конкретным регионом, без чего начинать пост нельзя. Другие считают достаточным, чтобы она была зафиксирована в любой точке Земли, в том числе с помощью специального оборудования, с тем, чтобы передать информацию всем мусульманам, и это служит для них основанием начинать пост.
Каждый год данный многовековой спор приводит к разногласиям не только при определении начала Рамадана, но и праздников Ислама – Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-адха (Курбан-байрам).
Правило фикха в таких случаях гласит о приоритете недопустимости смуты и конфликтов (фитны). Необходимо в любом случае придерживаться мнения большинства в регионе проживания мусульманина, которое как правило выражается официальной структурой.
По поводу необходимости преодоления ежегодных разногласий в отношении начала месяца Рамадан шейх Юсуф аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов, пишет: «Мы должны стремиться к единству мусульман в отношении начала и конца месяца поста, а также в отношении других ритуалов. Даже, если пока единство в этом вопросе всей исламской уммы недостижимо, мы должны, по крайней мере, стремиться к единству мусульман в каждой отдельной стране. Совершенно недопустимо, чтобы мусульмане одной страны, или даже города, разделялись в отношении начала поста».
Он же считает, что мусульмане в каждой стране должны полагаться в вопросе определения начала месяца Рамадан и в иных спорных вопросах на соответствующие инстанции. «Таким образом, — пишет аль-Карадави, — если ответственные за дела мусульман лица или органы, как, например, Дар уль-Ифта (Комитет по фетвам, муфтият), Совет по религиозным делам и т.д. устанавливают начало месяца в определенной стране, данное решение становится обязательным для мусульман, проживающих в этой стране, даже если это решение отличается от других стран».
Доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор фикха Международного исламского университета в Малайзии, который допускает, в принципе, возможность начала поста в разные дни в разных странах, замечает: «Однако, запрещено для мусульман, живущих в одной стране начинать и завершать свой пост в разные дни. Они должны обращаться к лидерам мусульман в стране проживания, а не к лидерам мусульман в иных странах. Единство в следовании за лидерами мусульман – это обязанность верующих даже, несмотря на то, что эти лидеры могут иногда в чем-то ошибаться».
Шейх Кутти , старший лектор и исламский ученый канадского Исламского института в Торонто в этом отношении затрагивает еще один важный аспект: «Решение по поводу того, как определять начало месяца Рамадан, должно приниматься коллегиально, собранием мусульман или представителей исламской уммы в каждом регионе, но ни в коем случае не отдельными личностями на основе собственных суждений. Любая попытка решить данный вопрос в одностороннем порядке отдельными личностями приведет к хаосу и неразберихе».
Рамадан – символ исламской солидарности
Бывали случаи в недавней истории, когда власти тех или иных стран из политических или вообще личных соображений сдвигали даты праздников в ту или иную сторону. Такое происходило во время обострения отношений между Саудовской Аравией и Сирией, по непонятным мотивам бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи и проч. К сожалению, не редки случаи, когда разница в определении дат поста служит также поводом для разногласий не только стран, общин и течений, но даже внутри семей.
В свое время Организация исламской солидарности, исходя из интересов глобального единства уммы, которые олицетворяют два Ида и Рамадан, призывала ведущих улемов и религиозные структуры придти к единому мнению относительно определения важнейших дат лунного календаря Хиджры, чтобы не давать лишних поводов для противоречий, которых в умме и так в достатке. Этот призыв утонул в буре споров. Но нам всем все равно придется к нему прислушиться. Ведь, в конце концов, Рамадан и праздники Ислама – это повод для радостного сближения всех мусульман, а не для склок и обид.
Абдулла Ринат Мухаметов, журналист, кандидат политических наук