Истекающего кровью Маржанова, обнаружили его чеченские друзья, с которыми он искренне и долго дружил на протяжении многих лет. Парня срочно доставили в больницу, но спасти его не удалось, потеря большого количества крови оказалось критической для бывшего десантника.
Сами же чеченцы и нашли Али Назарова, как полагается, поговорили по-мужски, после чего передали его родственникам. Позже парень был взят под стражу.
Едва весть о происшедшем достигла жителей небольшого городка, как тут же на ее центральной площади собрался стихийный митинг. Недовольные горожане потребовали расправы над молодым убийцей, а заодно выселить всех чеченцев из города. К протестующим вышел глава администрации Пугачева, который призвал участников акции проявить благоразумие и не допустить бесчинств.
С аналогичным обращением выступил и руководитель Саратовской области Валерий Радаев. Он попросил жителей Пугачева не давать волю эмоциям и чувствам. Однако успокоительные речи руководства не возымели никакого действия на «горячие головы», которые требовали крови и расправы.
Обеспокоенность ситуацией в Пугачеве выразили и в Госдуме. Депутат и член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов во вторник направил запросы по этому поводу главам Следственного комитета Александру Бастрыкину, Генеральной прокуратуры Юрию Чайке, МВД Владимиру Колокольцеву и ФСБ Александру Бортникову в связи с ситуацией в городе Пугачев Саратовской области,
В это время около 300 человек на короткое время перекрыли федеральную автотрассу, по направлению к Самаре. Стражи правопорядка взяли под контроль все подъезды к городу. В Пугачев подтянули дополнительные силы ОМОН.
Если уж Соловьев сказал, значит, так оно и есть?
Казалось бы вчерашние страсти должны были поутихнуть, эмоции остыть, тем более к митингующим обратился отец погибшего Руслана Маржанова. Не теряя самообладания, он сказал: «Мне очень печально, что моего ребенка даже после смерти беспокоят. Дело не в национальности, а в водке и в спаивании России. Если бы у нас не было питейных заведений, ничего бы не было. Он был у меня спортсмен, он всю жизнь занимался спортом».
Однако ночью толпа агрессивных граждан отправилась вершить «суд Линча». Как рассказал «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах, в толпе звучали призывы сжечь кафе «Халяль», являющееся традиционным местом отдыха для местных мусульман.
Интернет-общественность из числа кавказофобов тут же отреагировала на трагедию традиционной речевкой: «Долой чеченцев, долой Кавказ!». Запестрели провокационные сообщения в социальных сетях: «наших бьют», «опять чечены порезали русского парня» и т.д. Когда же выяснилось, что погибший Руслан был татарином и дружил с чеченцами, то это мало, что поменяло в общем контексте тональности.
На факты ослепленные желанием мести и ненависти ксенофобы уже не обращали внимания. Эмоции брали вверх. А ряд известных провокаторов активно подогревали эту истерию, подбрасывая все новые и новые дровишки в пламя ненависти.
Интересно, что даже известные на федеральном уровне журналисты и общественные деятели не смогли удержаться от соблазна пойти на поводу у эмоций. Некоторые откровенно злорадствовали, часть вопрошала: сколько еще можно терпеть этот «чеченский беспредел».
А телеведущий Владимир Соловьев в своем Твиттер-аккаунте задался вопросом: «Интересно, а чем в Пугачеве занимается чеченская диаспора? Где и кем работают?». Уж ему ли, известному интеллектуалу, и не знать, что диаспора — это консолидированная часть народа, которая проживает вне пределов своей родины. По Соловьеву выходит, что чеченцы — это иностранные граждане, приехавшие в Россию, а потому должны быть ограничены в своих правах.
А ведь так думает большинство населения, а лидеры общественного мнения просто закрепляют в них данное убеждение. Дескать, если уж Соловьев сказал, значит, так оно и есть.
Увы, но мы страна, ментально разорванная на части, где каждый живет по своим национальным углам и попробуй только выйти из своего «этнического гетто»…Такое ощущение, что единство страны – это чистая декларация, которая на деле не нужна нашим политикам и интеллектуальному классу. Ведь ничто так не сплачивает людей в союз как чувство взаимного страха, сказал как-то классик.
Интересно, что ничто так не мобилизует наших граждан, как чувство ненависти к инородцам. Удивительно, но ни проблема ЖКХ, ни произвол чиновников и силовиков, ни сообщения об убийствах грудных детей собутыльниками пьяных матерей или самими этими матерями так не сплачивают людей. Особенно в небольших городах, где средний уровень жизни с трудом дотягивается до прожиточного минимума. И вся злость, обида, негатив жителей канализируется на тех, у кого иной цвет кожи, разрез глаз, вероисповедание, национальность.
Есть у меня стойкое ощущение, что многие межнациональные стычки кем-то умело дирижируются, направляются. Ведь в один прекрасный момент рассерженные граждане могут, наконец-то, понять, что в их бедах виноваты не кавказцы, а те, кто находится у кормила власти и обирает тех, кто их нанял. И тогда возмущенная толпа справедливо предъявит претензии тем, кто сидит в теплых креслах. И тогда, наверное, мы проснемся в другой стране.
Руслан Айсин, политолог