Демократия это не столько состояние (умственное и психическое) власти, сколько способ ее передачи. Способ, апробированный в Москве, по сути, демонстрирует — каким путем намерена следовать власть. Это пример другим регионам.
И поэтому различные эксперты в один голос уверяют, что «именно в Москве создан один из самых передовых выборных механизмов». Это в технологиях мы можем отстать, но механика выборов в надежных руках.
Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков
Печально конечно, что самый передовой регион, центр страны и столица оппозиционных настроений, опять переживет опыт коллективного бессилия. Но особо печалит то, что в этой подковерной игре в демократию на правах полумолчаливого игрока вынуждена участвовать и демократическая пресса. Которая талантливо старается не замечать ловких движений властной вертикали.
Тут можно сослаться на то, что критика мэра вещь куда более опасная ( с экономической точки зрения), чем критика президента страны. Можно вспомнить, что еще со времен товарища Лужкова, каждый «улей» оппозиционной прессы, заботливо согревался теплотой преференций и договорами об «информационном обслуживании». И это обслуживание продолжает развиваться, как бы назло Мизулиной, в очень нетрадиционных формах.
Словом, чисто по-человечески, молчаливое согласие можно объяснить, но вот понять, наверно сложнее.
Битва за Москву это все-таки дух, это флаг, это символ. Ведь и в сорок первом, по сути, битва не была выиграна. Чисто в материальном плане -потери были просто несопоставимы. Иное дело в духовном. В нравственном. В политическом.
В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» Макмерфи (актер Д.Николсон) был убит Индейцем, чтобы остальные обитатели психбольницы не увидели его сломленным. Мне кажется, что в этом преступлении есть нечто гуманное. Поскольку все обитатели больницы (а многие, как вы знаете, находились там добровольно!) не должны были видеть, что Макмерфи сломлен.
А в нашей больнице все пациенты – увидели.
Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году
Неожиданный старт предвыборной кампании в Москве уже сам по себе продемонстрировал намерение власти любыми средствами добиться победы в регионе, где расположен Кремль. Единственный кандидат, который заранее знал, что выборы мэра Москвы состоятся нынешней осенью — Собянин.
И если бы он был честным и благородным политиком, то, на мой взгляд, обязан был, прежде всего, перенести дату выборов. А не демонстративно заботится об их чистоте при уже известном результате. Но, согласитесь, когда процесс важнее результата, то необходимы только кинематографические средства. И они появились!
Сергей Собянин «убедительно попросил» (а все ли кандидаты равны в своих просьбах? А если бы об этом попросил, допустим, Навальный?) Мосгосизбирком регламентировать выдачу открепительных удостоверений. И мгновенно было принято решение, что будет напечатано только 10 тысяч открепительных талонов. Ведь именно с их помощью прежде организовывались знаменитые «карусели», когда один человек мог несколько раз проголосовать на различных избирательных участках. На президентских выборах, кстати, было выдано 200 тысяч открепительных удостоверений.
Как срочно сообщили официальные СМИ – «приятно, что позиция гражданского общества находит столь быстрый отклик у власти», которая «хочет уверенно и открыто смотреть в глаза москвичам». Отклик действительно очень быстрый: много лет говорят о «каруселях» и липовых голосах, и вот – сбылось.
Наконец-то (после президентских выборов) власть будет честно смотреть в лица избирателям. И как долго?
Вся безумная больница у экрана собралась
В России для резкого увеличения свободы волеизъявления создан некий контрацептив, а именно — муниципальный фильтр. Его главная функция – отсеивать нежелательных кандидатов. То есть, партия власти практически имеет вполне законное право сама себе выбирать соперников для демократических выборов.
Вещь, конечно, замечательная. Особенно в данном случае, когда речь идет, как я уже сказал, не о выборах, а только об их уровне демократичности. Но ВРИО мэра Собянин и тут делает блистательный ход: он обращается к муниципальным депутатам с просьбой (опять, заметьте — с просьбой) помочь своему основному сопернику на выборах Алексею Навальному преодолеть этот самый фильтр. Шаг его возвышающий и…. унижающий соперника.
А как грамотно Собянин мотивирует свой поступок! «У москвичей должно быть больше выбора, больше разных точек зрения на развитие города», — заявил ВРИО мэра. И далее: «…было бы неправильно лишать москвичей возможности высказать свое отношение к точке зрения, которую представляют Навальный и выдвинувшая его партия». Кажется, благородству нет предела….
Все, кому положено, были восхищены поступком Собянина, решившего провести голосование максимально честно. «Он выбил из рук оппозиции главный козырь – имиджа обиженных, — заголосили преданные СМИ. — Избиратели должны оценить, и сделать правильный выбор».
Разве это не напоминает несостоявшуюся дуэль юного д”Артаньяна с Атосом? Узнав, что мушкетер ранен, юный гасконец воскликнул, что он тоже будет фехтовать левой. Не пришлось.
Впрочем, и жест Собянина тоже оказался демонстративный. Поскольку он уже, наверняка, знал, что Навальный не примет участие в выборах….
Дело в том, что его в эти дни судят в Кирове, и после благородного жеста Собянина, судья как-то вдруг нервно засуетился и сообщил, что 18 июля вынесет свой приговор…. И лидер оппозиции, скорее всего, получит срок. А условный или реальный, еще не понятно.
Но главное — с выборов Навального, в любом случае, снимут.
Тут примчались санитары и зафиксировали нас
Гневное письмо написал экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. (Кстати, если бы чемпион мира имел право единолично объявлять дату матча за шахматную корону, то он, пожалуй, и по сей день сидел на троне. Поскольку подготовка к матчу имеет едва ли не решающее значение. А если она неожиданна для конкурента, то успех обеспечен).
Гарри Кимович невольно заподозрил главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктова в симпатиях к власти. Тот, назвав Собянина «одним из очень умных, опытных и осторожных наших политиков», заявил радиослушателям, что интриги на предстоящих выборах, в общем-то, уже нет. И что теперь «очень важно, чтобы его Москва приняла, чтобы выборы были максимально чистые».
Каспаров пишет: «…господин Венедиктов не хуже меня знает о том, что понятие «выборы» включает в себя целый ряд факторов, где, наряду с отсутствием нарушений непосредственно в день голосования, не меньшее значение имеют равные возможности для кандидатов как на этапе регистрации, так и во время избирательной кампании».
Гарри Кимович, как человек воспитанный, не мог все сказать короче и проще. Но все равно понятна его мысль — предрешенность итогов предстоящих выборов мэра предопределила, в том числе, и позиция демократической прессы.
…Позиция непреклонных демократических СМИ достаточно рентабельна: в любом случае победит Собянин, так какого рожна лезть грудью на ДОТ, лучше немного подзаработать.
И чепуха, что на подведомственной территории нынешнего и будущего руководителя Москвы родилось и растет болотное дело. Главное он один из очень умных и опытных политиков…. Повезло столице. В очередной раз.