Вероятнее всего, они вновь будут разочарованы. Армия редко выступала проводником демократических преобразований в истории.
Последний раз египтяне рискнули довериться военным, когда восстали против бывшего диктатора Хосни Мубарака, который был вынужден передать власть генералам в феврале 2011 года.
Демонстранты, во главе с борцами за демократию, ликовали тогда, как сейчас. Но когда военные стали направлять переходный процесс в стране в соответствии со своими интересами, люди вновь почувствовали необходимость выйти на улицы. Это побудило военных провести парламентские и президентские выборы, которые выиграли, соответственно, созданная «Братьями-мусульманами» партия, и выдвинутый этой партией Мурси.
Однако военные распустили парламент на основании решения Конституционного суда, что он был избран незаконно, хотя и позволили Мурси стать президентом.
Египетские военные – это в массе своей светская сила, главный получатель 1,3 миллиарда долларов ежегодной американской помощи Египту. Они привыкли управлять со времен переворота 1952 года под руководством панарабского националиста Гамаля Абдель Насера.
Незадолго до демократического избрания Мурси год назад, военное руководство наделило себя внесудебными полномочиями. Им было необходимо для того, чтобы быть уверенными в том, что новый президент будет ему подотчетен. Хотя Мурси и пытался распространить свою власть, военные оставались самым влиятельным закулисным игроком в политической и экономической жизни Египта.
Поскольку среди многих египтян — особенно секуляристов, либералов и сторонников Мубарака – росло недовольство Мурси и его «Братьями-мусульманами» из-за их склонности к исламизации египетского государственного устройства, неспособности быть столь открытыми, демократичными и реформаторскими, как они обещали, а равно как быстро обеспечить стабильность и процветание, большая часть правления Мурси была отмечена народными протестами. Военные в очередной раз выступили в роли спасителя народа и разрешающей конфликты силы. Они сместили Мурси и пообещали новые выборы.
Тем не менее, это может оказаться столь же проблематичным, как и в прошлый раз. У Мурси и «Братьев-мусульман» есть своя база народной поддержки. Они осудили военный переворот и вполне могут решить с ним бороться. Египетское общество сильно поляризовано, что потенциально несет в себе угрозу дальнейших конфликтов и кровопролития.
Опасность заключается в том, что некоторые из радикальных элементов «Братства» и их придерживающихся жесткой линии союзников из числа салафитов и других исламистов вполне могут уйти в подполье и взять в руки оружие, как сделала исламская оппозиция в Алжире, лишенная военными победы на всеобщих выборах в 1992 году. Алжирский опыт привел к крайне жестокому и мрачному десятилетнему периоду – не лучшему, чем происходящее сейчас в Сирии.
Чтобы избежать возникновения такой ситуации в Египте, военным необходимо в ближайшее время провести честные и свободные выборы. Но тогда возникает вопрос: а что если «Братья-мусульмане» победят на них еще раз?
Амин Сайкал, профессор политологии, директор Центра арабских и исламских исследований Австралийского национального университета. Английский вариант статьи опубликован на сайте abc.net.au