Почти четверть (24%) россиян «были бы рады» отделению Чечни от России, а на 27% такое событие «не произвело бы особого впечатления». Еще 13% опрошенных «готовы смириться» с выходом Чечни из состава РФ, хотя они и против этого, а 12% уверены, что отделение республики уже фактически состоялось. Такие выводы представил «Левада-центра» в своем новом опросе. При этом 23% опрошенных выступают против отделения Чечни от России, а 10% граждан считают, что выходу Чечни из состава России следует воспрепятствовать любыми средствами, включая военные.
По мнению аналитиков «Левады», причиной роста античеченских настроений служат сообщения о коррупции в республике, вызывающем поведении кавказцев (далеко не только чеченцев) в крупных российских городах и произволе чеченских силовиков в различных регионах.
Так, 28% респондентов «Левады» полагают, что средства, направляемые в республики Северного Кавказа, «по большей части разворовываются», еще 21% — что тратятся «менее эффективно», чем в других регионах. «Стреляющие свадьбы, сообщения о том, что чеченские силовики работают на территории других регионов России, поведение выходцев из Чечни в крупных городах — все это вызывает у обывателей тревогу», — объяснил свое видение роста популярности идеи отделения Чечни от РФ замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
«Подозрения о том, что воруют, независимы от той картинки, которую транслируют федеральные телеканалы, — они все равно сильны, особенно если деньги большие и проекты большие», — добавил социолог.
Асламбек Аслаханов, бывший много лет советником Президента России по Северному Кавказу, один из самых известных политиков-чеченцев в России, с сожалением отмечает, что представленные в прессе «цифры достаточно верны». Он не стал оспаривать выводов социологов, как это сделал официальный Грозный. «Левада» — один из наиболее точных и независимых социологических центров в стране», — сказал генерал милиции и бывший сенатор в интервью WordYou.Ru.
К росту настроений в пользу отделения Чечни от РФ, по его мнению, служит то, что «за последние годы нас активно разводили по национальному признаку, выстраивая, скажем так, недружественные отношения, которые проявляются во всем». «Многие кавказцы сегодня имеют блестящее образование, но даже с ним им нереально тяжело устроиться на государственную службу. В результате мы видим отнюдь не благоприятные цифры, подтверждающие ситуацию, складывающуюся в межнациональной сфере», — говорит Аслаханов.
Атака СМИ
При этом он еще раз подчеркивает, что Чечня и чеченский народ «хотят оставаться в составе России», но «быть наравне со всеми остальными», иметь равные права как де-юре, так и де-факто. «Я свою точку зрения высказал давно, когда еще Кремль только привел к власти Джохара Дудаева. Ни Чечня, ни Дагестан не нужны нашим ближайшим соседям, таким братским странам, как Турция, Иран и прочие. Мы миллионами нитей связаны именно с Россией, — отметил генерал. – Несмотря на то, что Чечня была завоевана, за длительное время произошли немалые перемены. Многие события повлияли на сближение народов. Русские и чеченцы сблизились, и последние явно не хотят этого разделения».
К росту популярности идеи отделения Чечни и всего Северного Кавказа от России привела именно масштабная кампания в информационно-идеологическом пространстве. Крупные СМИ сегодня редко какую неделю обходятся без сообщений о «стреляющих свадьбах», избиении русских кавказцами и муссировании лозунга «Хватит кормить Кавказ», подкрепленного передергиваний статистических данных. При этом достоверность информации мало кого интересует и опросы относительно, скажем, отделения наиболее дотационных в РФ Камчатского края или Магаданского области не проводятся.
Примечательно, что сепаратистские настроения в отношении Кавказа в Большой России не фиксировались во время активных фаз двух чеченских войн, сопровождавшихся многочисленными терактами. Тогда, наоборот, популярностью пользовалась идея мобилизации народа и власти во имя сохранения единства государства, прежде всего Кавказа в составе РФ.
Общие данные по жертвам двух чеченских войн, терактов, антитеррористической деятельности и различных конфликтов на Северном Кавказе за последние 20 лет отсутствуют. Счет погибшим и пострадавшим во имя единства России идет на десятки, если не сотни тысяч.
Напомним, что идея отделения Северного Кавказа от России (в первую очередь, Чечни, Дагестана и Ингушетии) поддерживалась в разное время самыми разными политическими и общественными деятелями – от скандального политехнолога Станислава Белковского до Игоря Юргенса, возглавляющего ИНСОР, который считался «мозговым центром» Дмитрия Медведева в бытность его президентом.