По сравнению с 2009 годом, эта предвыборная кампания проходит очень спокойно. Ввиду экономических санкций, наложенных на страну, цена на бумажную продукцию возросла, поэтому печать агитационных листовок ограничена. В столице редко где можно увидеть плакаты с лицами кандидатов на пост президента и аналогичные флайеры и листовки. На телевидении также отсутствуют индивидуальные выступления кандидатов, которые, по мнению аналитиков, сильно повлияли на народные волнения в 2009 году. Вместо них прибегнули к формату круглого стола, популярного во многих странах.
После того, как к выборам не были допущены бывший президент Али Акбар Хашеми Рафсаджани и советник Ахмадинеджада, Эсфандиар Рахим Машаи, самой обсуждаемой фигурой стал Сайед Джалили, известный своим участием в международных переговорах по ядерным разработкам. В прошлую пятницу на центральном стадионе Тегерана состоялось собрание в его поддержку. За пределами стадиона стоял молодой человек с картонной коробкой в руках, на которой был изображен Джалили, и собирал пожертвования на предвыборную кампанию. Другие волонтеры раздавали прохожим листовки, на которых было написано, почему следует голосовать за него. На стадионе собралось порядка 3000 его сторонников, над ними высился транспарант, гласивший «Сопротивление – ключ к прогрессу».
Ветераны войны- важная часть электората
Собравшиеся на стадионе олицетворяли идеалы и надежды Исламской революции 1979 года, которые все еще актуальны для иранцев, сражавшихся и похоронивших своих близких в 8-летней войне с Ираком. Джалили сам потерял ногу в этой войне, потому ветераны составляют неотъемлемую часть его электората.
«Кто бы ни стал следующим президентом Ирана, он обязан следовать пути Исламской Революции и использовать все возможности и ресурсы для достижения ее целей», — обращался Джалили к своим сторонникам.
«Экономические санкции, которые наложили на Иран, это – форма войны США против нас», говорит Хассан Рузиталаб, редактор газеты, пришедший на собрание со своей маленькой дочерью. «Наши экономические проблемы должны быть решены внутри страны, и чтобы этого добиться, нам надо использовать свой потенциал».
В мечети на северо-востоке Тегерана собралось около 200 мужчин среднего возраста, принадлежащих к среднему классу, совершить коллективную молитву и послушать Али Акбара Велаяти, долгое время бывшего министром иностранных дел Ирана. Он закончил медицинский факультет Университета Джона Хопкинса. Велаяти делился своим опытом, приобретенным на посту министра, и агитировал собравшихся голосовать за него. Электорат Велаяти и Джалили принадлежит приблизительно к одной социальной прослойке.
На обоих агитационных собраниях молодые люди едва за 20, рожденные через десятилетие после становления Исламской Республики, раздавали листовки и призывали девушек задуматься о своем внешнем виде и одеваться скромно.
За улучшение репутации Ирана
Только Хасан Рухани, единственное духовное лицо среди кандидатов и участник переговоров по ядерной программе, придерживается более либеральных политических взглядов. В своих речах он уделяет внимание вопросу улучшения репутации Ирана на мировой арене и призывает к политической активности национальные меньшинства, в том числе и немусульман. В воскресенье Рухани встретился с представителями диаспоры азербайджанских тюрков, второго по численности народа, проживающего на территории Ирана.
«Я хочу понять, каковы реальные убеждения Рухани. Если он на самом деле реформист, то я буду голосовать за него», — говорит Ромина, 27-летняя азербайджанка, работающая в офисе.