Закрыть

Колонки

Что такое хорошо и что такое лучше

 

Сегодня нет более противоречивой фигуры на османском небосклоне, нежели Тайип Эрдоган. Прирожденный лидер, сумевший вывести страну из военного мрака к экономическому расцвету, сегодня подвергается критике со всех сторон – светской элиты, националистов и даже исламистов. Говорят, переломный момент наступил в 2011 году, совпав по времени с началом гражданского конфликта в Сирии (в этом неправедном огне многие сожгли свои репутации, начиная с панарабского телеканала «Аль-Джазира» и заканчивая президентами европейских и мусульманских стран). Но идейный исламист не смог пройти не только этот огонь (вооружив сирийскую оппозицию и дав приют в своей стране тысячам сирийских беженцев), но и медные трубы.

Падишах Эрдоган

Слишком часто соратники и политические оппоненты стали сталкиваться с непримиримой позицией премьер-министра Эрдогана во многих вопросах. Вот и вчера турецкий лидер, после многодневных протестов турецкой молодежи, извинений со стороны правительства за действия полиции, заявил буквально следующее: «Мы не будем делать то, что делают эти мародеры. Они поджигают и уничтожают  имущество. Это определение мародера. Они жгут и ломают  общественную собственность. Они корежат рабочие места и автомобили граждан. Они бесчестны до такой степени, что ругают премьер-министра этой страны», — сказал Эрдоган,  добавив, что посадил миллионы деревьев в Стамбуле за время своего пребывания у власти, и является настоящим защитником окружающей среды.

Надо заметить, что достаточно влиятельный в турецком обществе богослов Гюлен уже предостерег Эрдогана от столь непримиримой позиции. Выступления президента Абдуллы Гюля также звучали диссонансом: «Демократия заключается не только в голосовании; это сообщение получено. Что необходимо сделать, то будет сделано», —  сказал он, выступая перед группой журналистов.

Но Эрдоган настаивает на своем. Вчера он сравнил нынешние беспорядки с прошлой конфронтацией с военными, известной как «электронный переворот».

«Сегодня мы находимся точно там же, где были 27 апреля 2007 года», — заявил премьер.

В тот день армия опубликовала  на своем сайте меморандум, осуждающий план назначения  Абдуллы Гюля соучредителя Партии справедливости и развития, президентом. Этот шаг давал ПСР широкий контроль над государственным аппаратом,  и генералы заявили, что готовы помешать этому для защиты секуляризма.

По иронии судьбы именно исламист Абдулла Гюль претенует сегодня на роль главного и единственного соперника Эрдогана на президентских выборах. А чтобы понять, почему в такой успешной исламской стране как Турция будут биться на потеху секуляристам два мусульманских лидера, нужно взглянуть, кто же стоит и за нынешними событиями на площади Таксим, сумевшими пошатнуть политическую стойкость Тайипа Эрдогана.

Мы говорим Эргенекон, подразумеваем Коч

В самое ближайшее время турецкая судебная власть огласит окончательный приговор по делу тайной организации «Эргенекон». Ее участниками грозит по 20, 30 лет либо пожизненное заключение. И если бы массовые беспорядки на площади Таксим превратились в турецкую затяжную «весну», обвиняемые в покушении на Эрдогана члены «Эргенекона» имели бы все шансы выйти на свободу под тамтамы очередного военного переворота (они периодически случаются в турецком государстве). Некоторые наблюдатели отмечают такую особенность: объявления и статьи с призывом выйти на площадь Таксим публиковали именно те издания, которые финансирует самый богатый турецкий бизнесмен – Рахми Коч. И именно ему приписывают главную роль в финансировании «Эргенекона» — уже официально названного турецким высоким судом террористической организацией.  Но так бывает, что ветра перемен обходят самых богатых людей, каким, безусловно, является Коч (горячо, кстати, поддерживаемый Израилем).

Безусловно, времена военных давно канули в Лету. Ведь как показали недавние выступления на площади Таксим, против Эрдогана выходят ноль целых ноль десятых процента турецкого населения. А поддерживают Эрдогана миллионы. Сердца мусульман по-прежнему с ним. Именно поэтому не будет на предстоящих выборах президента иного кандидата как исламист. А это действующий президент Абдулла Гюль, которого поддержат, скрепя зубами, и светская оппозиция, и, возможно, военные. Уж больно досадил всем горделивый падишах Эрдоган.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях