До позднего вечера гудели автомобили, местные жители стучали с балконов кастрюлями и сковородками, выражая поддержку протестам во многих районах Стамбула и Анкары.
Беспорядки в стране вспыхнули в пятницу, когда в парке на главной стамбульской площади Таксим были выкорчеваны деревья, в соответствии с правительственным планом перепланировки окрестностей. Вскоре они превратились в масштабную демонстрацию неповиновения властям.
Выступивший в воскресенье премьер-министр Эрдоган обвинил основные светские оппозиционные партии Турции в подстрекательстве толпы, которую он назвал «кучкой мародеров», и сказал, что цель этих протестов – лишить правящую Партию справедливости и развития голосов на выборах в следующем году.
«Если вы любите эту страну, если вы любите Стамбул, не поддавайтесь на эти игры», — сказал он, призвав сограждан к прекращению беспорядков.
По словам Эрдогана, перепланировка площади Таксим, давно уже служащая поводом для массовых демонстраций, будет продолжаться. Здесь планируется возвести новую мечеть и восстановить исторические казармы времен Османской империи.
Он отметил, что протесты на самом деле не имеют к строительным работам на площади никакого отношения.
«Они полностью идеологические», — заявил Эрдоган в интервью, переданном по турецкому телевидению.
«Главная оппозиционная партия, которая призывает к сопротивлению на каждой улице, провоцирует эти протесты. Они касаются моей правящей партии, меня самого, и надвигающихся муниципальных выборов в Стамбуле, и проводятся, чтобы заставить ПСР потерять голоса здесь».
Протесты прошли и в других городах
Большую часть воскресенья атмосфера на стамбульской площади Таксим была праздничной – одни, скандируя, требовали отставки премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, другие танцевали. Полиции в окрестностях заметно почти не было.
Но в соседнем районе Бешикташ отряды полиции особого назначения были вынуждены применить слезоточивый газ и водометы, чтобы удержать толпу подальше от офиса Эрдогана во дворце Долмабахче, бывшей османской резиденции на берегах Босфора.
Подобные сцены происходили и на главной площади Анкары Кизиляр, где полиция в ходе рейда в торговом комплексе задержала несколько сотен человек.
Поздно вечером в воскресенье демонстранты в Стамбуле захватили экскаватор и несколько больших грузовиков, один из которых был полон брусчатки, и попытались прорваться к офису премьера. Однако полиции удалось сдержать натиск.
По сообщению корреспондента «Аль-Джазиры», некоторые протестующие были ранены высреливаемыми баллончиками со слезоточивым газом.
Министр внутренних дел Турции Муаммар Гюлер заявил в воскресенье, что больше 200 демонстраций прошли в 67 городах страны, пишет газета Hurriyet.
Союз врачей в Анкаре заявил, что пострадали более 400 гражданских лиц, причем некоторые получили серьезные травмы головы.
Правозащитные организации, в том числе Amnesty International, поспешили объявить «позорными» жесткие действия полиции.
Слова осуждения прозвучали также со стороны США и Евросоюза.
Эрдоган остается самым популярным политиком Турции
Несмотря на все усилия оппозиции, премьер-министр Эрдоган остается самым популярным политиком в Турции. За десятилетие пребывания у власти он превратил турецкую экономику из перманентно кризисной в наиболее быстро развивающуюся в Европе.
Однако критики называют его правление авторитарным, обвиняя в религиозном консерватизме и вмешательстве в частную жизнь граждан светской республики.
Протесты в последние недели вызывало также ужесточение правительством ограничений на продажу алкоголя, и предупреждения против проявления сексуальных чувств в общественных местах.
Эрдоган, выступивший в воскресенье по телевидению — в четвертый раз за неполные полтора дня — оправдал ограничения на продажу алкоголя заботой о здоровье нации.
«Я хочу, чтобы все знали, что эти ограничения — ради их же здоровья. Каждый, кто пьет алкоголь – алкоголик», — сказал он.
Глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу предупредил в «Твиттере»: «Продолжение этих протестов не принесет никаких выгод, но нанесет ущерб репутации нашей страны, которая вызывает восхищение как в регионе, так и во всем мире».
По оценкам министра внутренних дел Гюлера, протесты уже обошлись в 20 с лишним миллионов турецких лир (около 10 млн. долларов).