«Народные представители выразили свое слово — закон о политической изоляции — и его надо уважать, — сказал Магариф, обращаясь к конгрессу – верхней палате парламента. – Вручаю вам свое прошение об отставке. Я ухожу с высоко поднятой головой и чистой совестью».
Закон был принят 5 мая по требованию вооруженных формирований, участвовавших в свержении режима Каддафи в 2011 году. С тех пор западные аналитики не устают выражать опасения, что такое голосование по принуждению может стать опасным прецедентом, и вооруженные группы станут и дальше применять силу, чтобы добиться от законодателей своих требований.
Принятию закона, который вступает в силу с 5 июня, предшествовала длительная осада министерств юстиции и иностранных дел, окруженных грузовиками с зенитными орудиями и пулеметами.
Парламентарии не предусмотрели никаких исключений – даже для тех бывших чиновников, которые провели десятилетия в изгнании на Западе, и сыграли заметную роль в свержении с западной помощью диктатуры Каддафи.
Свергавший Каддафи пострадал от закона о сподвижниках Каддафи
Мухаммад Магариф, экономист и бывший ливийский посол в Индии, родился в 1940 году в восточном городе Бенгази, где в 2011 году вспыхнуло восстание против режима. С 1980-х годов он жил в изгнании, в том числе около 20 лет в США, и стал одной из ведущих фигур в старейшем оппозиционном движении — Национальном фронте спасения Ливии.
В июле прошлого года он был избран в Генеральный национальный конгресс по спискам Партии национального фронта, созданной его старым оппозиционным движением.
Его пребывание на высоком посту не было гладким: протестующие несколько раз штурмовали сессии конгресса, а однажды даже выгнали на месяц национальную ассамблею – парламент страны — из штаб-квартиры.
В марте вооруженные люди в толпе демонстрантов, требовавших принятия нового закона, обстреляли его машину. Перед этим, в январе, он пережил вооруженное нападение у себя дома, на далеком пустынном юге Ливии.
Выступление Магарифа в конгрессе, транслировавшееся по телевидению, было встречено стоячей овацией, сообщает «Рейтер». В своей речи он коснулся долгих лет изгнания и оппозиции режиму Каддафи, и напомнил о заслугах свергнувших диктатуру повстанцев.
Еще 20 депутатов — на очереди
По словам членов конгресса, «закон о политической изоляции» может быть применен более чем к 20 из примерно 200 парламентариев.
«Мы надеемся, что все те, кого касается этот закон, последуют его примеру», — сказал член конгресса Мухаммад Амари.
Пресс-секретарь конгресса Умар Хмайдан сообщил журналистам, что до выборов нового главы парламента его обязанности будет исполнять первый заместитель Магарифа Гиума Аттайга.
Дипломаты в Триполи заявили, что пока еще рано строить догадки о возможном преемнике.