В мировом суде Октябрьского района Новосибирска, где слушается дело имамов Ильхома Меражова и Камила Одилова, завершилось судебное следствие.
На последнем заседании прокурор заявил, что считает вину мусульман установленной и доказанной. По мнению следствия, весной 2008 года имамы организовали местную ячейку запрещенного религиозного объединения «Нурджулар», признанного Верховным судом РФ экстремистской организацией.
Как указывается в деле, ее деятельность «была направлена на исламизацию региона, установление мусульманского правления на основе шариата». В «домашнем медресе», созданном в обычной квартире, имамы читали лекции, которые были подготовлены на основе трудов турецкого богослова первой половины XX века, основателя «Нурджулара» Саида Нурси, также запрещенных российскими судами.
Гособвинитель просил суд признать имамов виновными по ст. 282.2 УК РФ («организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято решение о запрете»). Прокурор попросил наложить штрафы: на Меражова в размере 200 тысяч рублей, на Одилова — 150 тысяч рублей.
Организация, которой нет
Защитники имамов просили суд признать их подзащитных невиновными. Они отметили, что Меражов и Одилов занимались обычной религиозной деятельностью. Также адвокаты обратили внимание суда на то, что позиции экспертов разных стран в оценке трудов Саида Нурси расходятся. Так, например, российские правозащитники выступили против запрета книг богослова. В конце 2012 года правозащитный центр «Мемориал» подготовил основательный доклад о неправомерном преследовании участников мирного мусульманского сообщества последователей Саида Нурси и необоснованном запрете книг богослова в России.
Правозащитники отмечают, что в качестве правовой основы для уголовного преследования распространителей и организаторов изучения книг Саида Нурси силовики используют именно Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», содержавший крайне расплывчатое определение термина «экстремизм», допускающее произвольное толкование.
«У российских спецслужб сложилась «абсурдно-мифологизированная концепция существования некоей четко структурированной международной религиозной организации «Нурджулар» исламистско-пантюркистской ориентации с миллионами членов, исповедующими «учение Саида Нурси», — пишут эксперты «Мемориала».
Они отмечают также, что решение о запрете «Нурджулар» не может быть оспорено в силу того, что нигде в мире не существует организации с таким названием.
Между тем, сами подсудимые также заявили, что они исповедовали традиционный ислам. Камил Одилов заявил, что объединения «Нурджулар» не знает и является имамом в Духовном управлении мусульман азиатской части России.
Ильхом Меражов заявил, что следственные органы и прокуратура не представили суду ни одного доказательства виновности. По его словам, в ходе обысков оперативники не обнаружили ни одной книги, внесенной в список запрещенной литературы, а аудиозаписи собраний, сделанные оперативниками, не содержат ни одного слова о межнациональной или межрелигиозной вражде.
Судью Анну Позднякову имамы попросили вынести оправдательный приговор.