По итогам переговоров было объявлено, что стороны договорились продолжать контакты с целью мирного разрешения сирийского кризиса. «Мы договорились с господином премьер-министром продолжить наши контакты и личные, и специальных служб», — сообщил Путин. Он подчеркнул, что у них с Нетаньяху есть «общее понимание на счет того, что продолжение вооруженного конфликта в этой стране чревато самыми пагубными последствиями и для Сирии, и для всего региона».
Израильский премьер прилежно вторил Путину: «Вместе мы пытаемся найти путь для укрепления стабильности и безопасности, у нас есть замечательная возможность напрямую разговаривать друг с другом».
Однако, несмотря на дипломатические заверения в близости позиций двух стран по ситуации в регионе, существенных уступок со стороны России по главным вопросам Израилю добиться не удалось. Так, неизменной осталась позиция России по поставкам Сирии зенитных комплексов С-300. Нетаньяху пытался убедить главу России в необходимости аннулировать договоренности на поставки этих ракет, что позволило бы третьим странам, в первую очередь Израилю, беспрепятственно наносить авиаудары по территории Сирии, как это произошло несколько дней назад, когда израильская авиация разбомбила научно-исследовательский институт в Дамаске. И хотя Израиль, по сложившейся традиции, официально так и не принял на себя ответственность за эту бомбардировку, МИД России выразил тогда серьезную озабоченность вмешательством Израиля в конфликт, назвав в специальном заявлении воздушную атаку на объекты в Сирии «признаками подготовки мирового общественного мнения к возможности силового вмешательства в затянувшийся внутренний конфликт в Сирии».
Несогласия больше, чем согласия
Детали и результаты переговоров между главами двух стран не раскрываются. Но эксперты полагают, что премьер-министр Израиля не смог убедить российского главу ни в необходимости силового свержения режима Асада, ни в прекращении поставок оружия Сирии.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, комментируя встречу президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, написал на своей странице в Twitter, что переговоры не увенчались успехом для израильского премьера. «Судя по тону Путина и Нетаньяху после переговоров, степень несогласия между Москвой и Тель-Авивом по Сирии намного превышает степень согласия», — считает он.
Владимир Путин по-прежнему заявил, что «предотвратить негативный сценарий в Сирии может только скорейшее прекращение вооруженного конфликта и переход к политическому урегулированию».
«Нужно избегать действий, способных дестабилизировать обстановку, в момент когда мировое сообщество старается добиться политического урегулирования конфликта сторон», -сказал он.
Год назад, во время визита Владимира Путина в Израиль, вопрос о российских поставках оружия в Сирию и Иран также был ключевым на его переговорах с руководством Израиля. Тогда Нетаньяху, стремившийся перед выборами получить поддержку России в противодействии ядерной программе Ирана, так и не добился обещаний прекратить военное сотрудничество ни с Ираном, ни с Сирией. Президент России лишь высказал пожелание разрешить сирийскую проблему мирными средствами и заявил о необходимости возобновления переговоров с Палестиной.
Активизация Запада
Приезд Нетаньяху в Сочи с рабочим визитом произошел на фоне резко активизировавшихся усилий Запада в «сирийском направлении». Несколько дней назад в России побывал премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон, пытавшийся убедить Кремль в необходимости ухода Башара Асада. А еще раньше с той же целью Москву посетил госсекретарь США Джон Керри, который договорился с российской стороной о необходимости созыва в ближайшее время международной конференции по Сирии.
Во вторник в Варшаве глава МИД России Сергей Лавров провел встречу со своими коллегами из Германии и Польши, на которой министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле заявил, что урегулирование в Сирии возможно лишь в том случае, если Россия прекратит поставки оружия в эту страну. Сергей Лавров парировал на это тем, что по-первых, контракты на поставки ракетных установок были заключены Россией с правительством Асада еще в 2010 году, до начала гражданской войны в Сирии. А во-вторых, как заявил Лавров, поставляемое Россией оружие – оборонительное и предназначено для того, чтобы Сирия могла защитить себя от атак с воздуха. При этом глава МИД России напомнил о недавних ударах израильских ВВС по Дамаску.