Соединенные Штаты, Европейский Союз и их союзники подозревают Иран в попытках создать ядерное оружие, и, наряду с Советом Безопасности ООН, ввели санкции, чтобы не допустить получения этой страной обогащенного урана. Однако Тегеран заявляет, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, и готов на деле доказать это.
«Иран обладает очень сильным научным и технологическим потенциалом в атомной сфере, которым мы готовы поделиться с соседними странами и дружественными странами в регионе», — сказал Лариджани.
«Турция в течение многих лет пытается создать атомную электростанцию, но ни одна страна Запада не желает помогать строить им такую станцию, — заявил он журналистам. — Это относится и к нашим арабским соседям в регионе».
«Мы готовы сотрудничать с ними в этом отношении, в рамках ДНЯО, — добавил Лариджани, имея в виду договор 1968 года о нераспространении ядерных вооружений. — Мы можем строить (АЭС) вместе, и вместе пользоваться электроэнергией».
«Это также источник дохода для нас, — отметил он в интервью «Рейтер». — Ядерный объект способна построить не только компания Westinghouse, или Канада. Исламская Республика Иран тоже готова построить ядерный объект. Мы также можем производить топливо. Мы думаем об этой будущей коммерческой выгоде».
Лариджани признал, что Иран на данный момент не имеет «конкретных предложений» о сотрудничестве в ядерной области с Турцией или каким-либо иным государством, но Тегеран заявляет во всеуслышание о своей готовности помочь.
«Позорный» доклад МАГАТЭ по Ирану
Лариджани заявил, что Иран также готов к сотрудничеству в ядерной сфере со странами за пределами региона, такими как Бразилия.
«В некоторых областях Бразилия впереди нас, в других мы впереди Бразилии, — сказал он. – Так что мы вполне можем сотрудничать».
И Турция, и Бразилия проголосовали против четвертого раунда санкций Совета Безопасности ООН по ядерной программе Ирана в июне 2010 года.
Турция вынашивает амбициозные планы развития мирного атомного проекта, и давно уже ведет переговоры об этом с Россией и Японией. В прошлом году она заключила контракт с российским Атомстройэкспортом на строительство первой в этой стране атомной электростанции в Аккую, на средиземноморском побережье. Кроме этого, в сотрудничестве с Турцией весьма заинтересована и японская Mitsubishi Heavy Industries.
Мохаммад Джавад Лариджани — брат спикера парламента Али Лариджани — является советником Верховного лидера Али Хаменеи, главой Высшего совета Ирана по правам человека, советником председателя суда Ирана и руководителем Института математики и физики.
Прибыв в Нью-Йорк для участия в запланированном голосовании Комитета по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН по резолюции, осуждающей ситуацию с правами человека в Иране, он прокомментировал опубликованный неделю назад доклад МАГАТЭ, предполагающий возможность работы Ирана над созданием ядерного оружия.
Лариджани назвал доклад Международного агентства ООН по атомной энергии «позорящим профессионализм этого учреждения».
Он также дал понять, что позиция Тегерана по поводу подавления протестных выступлений в Сирии, являющейся главным арабским союзником Ирана, сильно отличается от позиции Турции. Анкара резко осудила начавшиеся в марте репрессии, в ходе которых, согласно данным ООН, было убито более 3500 гражданских лиц.
«Лучше всего предоставить дела Сирии самому сирийскому народу, — сказал Лариджани. — Мы против международного вмешательства в это дело».
Он обвинил Соединенные Штаты и другие западные страны в поддержке оппозиции в Сирии оружием, в чем также обвиняет Вашингтон и его союзников Дамаск.
В то же время Лариджани опроверг обвинение Ирана Саудовской Аравией в разжигании беспорядков в Бахрейне, а также еще раз заявил о безосновательности сделанных в октябре США и Саудовской Аравией заявлений о том, что Тегеран стоит за предполагаемым заговором с целью убийства саудовского посла в Вашингтоне.