Закрыть

Колонки

В стране дешевых футболок

 

Специально созданный Трибунал по военным преступлениям с начала этого года приговорил нескольких лидеров крупнейшей оппозиционной организации «Джамаат аль-Ислами», включая ее главу Делвара Хусейна Сайеди, к смертной казни и пожизненным срокам. Их обвиняют в массовой резне, изнасилованиях, пытках и даже геноциде собственного населения в ходе войны за независимость Бангладеш от Пакистана в 1971 г. Тогда нынешние лидеры происламской партии выступали против разъединения двух братских мусульманских по преимуществу стран, вместе вышедших из состава единой Индии.

После этого начались массовые протесты, которые не утихают до сих пор, и вряд ли утихнут в ближайшее время. Тем более, что они подстегиваются выступлениями бедноты, спровоцированной тяжелейшими условиями труда и отсутствием каких-либо гарантий безопасности. В ходе столкновений демонстрантов с полицией уже погибло свыше 100 человек. Кризис нарастает. Власти бросили на подавление недовольных войска.

«Джамаат аль-Ислами» и националисты обвиняют правящий режим, который, кстати, недавно купил у России вооружения на более чем 1 млд. долларов из предоставленного Россией же кредита, в манипуляциях законом и историей в политических целях. Дело в том, что события 42-летней давности, когда бывший Восточный Пакистан стал независимым государством, до сих пор оцениваются в стране неоднозначно. Каких-либо серьезных доказательств вины оппозиционеров представлено не было. Американский ученый Сармила Боз, автор нескольких крупных исследований по Бангладешу, говорит, что нынешний процесс — «это издевательство» над историей и не имеет никакого отношения к правосудию.

По данным члена Верховного суда Пакистана Хамуда Рахмана, бенгальца по происхождению, в 1971 г. погибло около 26 тыс. человек. Дакка же сегодня называет гораздо более крупные цифры, вплоть до 3 млн. Однако независимый и авторитетный норвежский Институт мира приводит данные погибших в конфликте в 58 тыс.

Кризис с историческими корнями

Исторически сложилось, что мусульманское бенгальское население оказалось в собственной стране на второстепенных ролях. Все началось с политики британских колонизаторов — регион был под управлением Ист-Индийской компании. Она делала ставку на индуистов и препятствовала мусульманской элите в доступе к образованию и власти.

На момент распада единой Индии в тогдашнем Пакистане, государстве для мусульман этой огромной страны, бенгальцы особой роли не играли, хотя и составляли большинство населения. В самом же будущем Бангладеш активны были индуисты, которые вообще не хотели создания особой Восточной провинции нового политического образования. В результате у большого числа населения затаилась обида как на Исламабад и ее лидеров, так и на Индию.

Словом, кризис в современном Бангладеш уходит глубоко в историю. Он является продолжением все того же масштабного и кровавого процесса распада Британской Индии, который охватил свыше миллиарда человек и по своей взрывоопасности не уступает ближневосточным проблемам.

Между тем, в последних событиях важнейшим, наверное, стало то, что после обретения независимости Бангладеш в основном руководила секуляристская проиндийская военная элита, которая изначально вступила в клинч с так называемыми исламистами и националистами. Этот конфликт предопределил политическую жизнь страны на многие годы.

Почему сейчас?

Этим вопросом задаются многие наблюдатели. Действительно, в чем причина того, что власти вдруг вспомнили о крови, пролитой в середине второй половины XX в. Профессор Абдулла аль-Ахсан из малазийского Института исламской мысли и цивилизации, склонен полагать, что все дело в предстоящих в этом году в стране выборах. Нынешний режим чувствует свою уязвимость и пытается обезопасить себя от возможных сюрпризов. В Дакке всерьез опасаются, что партия Авами лиг, многие годы правившая страной после обретения независимости, не сможет победить.

На фоне нерешающихся годами экономических проблем — а Бангладеш остается по сравнению с соседями все той же слабо развитой провинцией, как и сто лет назад, — а также событий в арабских странах и Пакистане, в стране растет популярность оппозиции. Все громче звучат требования реформ.

Гражданская война на пороге

Власти же предпочли упрятать оппозицию за решетку. Но по мнению многих экспертов, это может привести к еще худшему развитию событий, вплоть до полномасштабной гражданской войны. Большинству населения терять нечего. Они живут на менее чем 1 долл. в день. Свои опасения катастрофических перспектив, которые может повлечь за собой вердикт суда, выразили открыто даже бывший премьер страны Халед Зия и президент Хуссейн Мухаммад Иршад, чья партия входит в правительственную коалицию.

Независимые эксперты идут еще дальше. «Нагнетаемая в стране политическая нестабильность приведет к человеческим жертвам и нарушению правопорядка, — говорит политолог Мухаммад Туффаджаль Хуссейн. — Эту ситуацию создало действующее правительство, проводящее экстремистскую политику».

Аналитики считают, что кризис в Бангладеш продолжит усугубляться в связи с эскалацией насилия со стороны сил безопасности. «Бангладеш находится под властью радикального диктаторского режима, — отмечает высокопоставленный сотрудник верховного суда Бангладеш Фарид Уддин Хан. – Они убивают мирных граждан в массовом порядке».

Лишь бы производство футболок не останавливалось

Власти торопятся. Спешно и грубо проведенный трибунал над лидерами «Джамаат аль-Ислами», что видно из утечек общения судьи и адвоката обвиняемых по Skype, вызвал осуждение международных правозащитников из Human Rights Watch, International Bar Association и Amnesy Internationan. Свою озабоченность выразила Турция. Египетские «Братья-мусульмане» даже обвинили власти в фашизме и государственном терроризме.

Ни одно другое правительство происходящим в Бангладеш не озаботилось хотя бы на уровне заявления, даже в исламском мире. К сожалению, эта одна из самых густо населенных мусульманских стран все больше оказывается в числе тех  «независимых государств», от которых в мире ничего не зависит. В этом и причина того, что тысячи бенгальцев, будь то найденные под обломками рухнувших жилых домов и фабрик, или убитые на войне, вряд ли кого-то в мире заставят по-настоящему задуматься о том, что на самом деле происходит в этой азиатской стране. В стране, обеспечивающей полмира дешевыми футболками, цена которым — тысячи жизней.

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист

 

 


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях