Все-таки, надо отметить незаурядное стратегическое мышление президента по обеспечению очевидности своего явного превосходства. Он долго терпел на Олимпе не совсем политическую, но почти либеральную фигуру своего «тронохранителя», но вовремя понял, что тандема «век уже измерен». Проделано все было мастеровито: все ждали отставки правительства, а с корабля власти, точнее с галеры имени раба Божьего Путина, скинули одного из самых креативных гребцов — Суркова.
Покинувший, кстати, назывался архитектором нынешней административной системы, главным агрономом политического поля, талантливым пиарщиком и даже серым кардиналом… Все перечисленные звания он носил гордо и почти по праву, но вот свою истинную фамилию не носил. Поскольку она имеет горький привкус для россиян: ведь его настоящая (по отцу) фамилия — Дудаев… Но однажды он, все же, публично заявил об этом в Грозном: «Я с гордостью всем говорю о том, что я принадлежу к этому выдающемуся, красивому, очень сильному и известному в мире народу».
А кроме всего прочего, начинал он свою политическую карьеру, как телохранитель Михаила Ходорковского! То есть, у Суркова не только красивая национальность, но и замечательная профессиональная биография.
Роль Болотной
Многие обозреватели сошлись на том, что причиной отставки Суркова стало его отношение к Болотной площади. Во-первых, он оказал «матпомощь» Пономареву, а во-вторых, в одном из интервью заявил, что на Болотную вышли лучшие люди!?
Не думаю, что 750 тысяч долларов идея Суркова – не тот уровень, чтобы заниматься частными пожертвованиями. А вот с протестным электоратом его роднило многое. И склонность к поэзии. И книга «Околоноля», написанная во время работы в администрации президента. Поди тут догадайся, кто там в Кремле полный Ноль…
Таким образом, Сурков слышал Болотную. И мог с ней разговаривать. Вопрос – для чего? — в обсуждаемой ситуации не столь уж важен. Сурков — это ж просто метод подхода к проблеме.
А вот Следственный комитет не слушал. Но – подслушивал. Подсматривал. Фальсифицировал. И он оказался куда эффективнее, чем интеллигентный Сурков.
В принципе, отставка — это осознанный Путиным метод взаимодействия с Болотной площадью.
Один в вышине
Когда в социальных сетях обсуждалось, будет ли митинг 6 мая и сколько людей на него придет, неукротимые сторонники президента злобно ржали (думаю, не за спасибо), мол, придет 787 человек, сидящие на подачках Запада. Понятно, что человек, получающий блага за любовь к власти, не может не думать, что и ненависть к ней тоже кем-то конвертируется.
Так вот, именно в эту аудиторию проплаченного восторга я внес некую дозу своего совершенно бесплатного обожания вождя. И написал, напомню, 6 мая: «А сколько бы ни пришло — надо понять: зачем? Я бы предложил митингу принять резолюции о совмещении постов Президента и Председателя правительства. И вся страна бы поддержала это решение. Тогда, в следующий раз, на Болотную придут миллионы!».
Мое мнение сторонники Путина, естественно, проигнорировали, посчитав это демократическим бредом. Но на следующий день президент перевел кабинет министров на ручное управление. То есть формальным руководителем правительства остается наш вечный и.о. Медведев, а фактически рулить теперь будет лично Владимир Владимирович.
Главные претензии президента к правительству – не выполнение майских указов, которые перевели его предвыборные обещания в формат закона. Но, совершенно очевидно, что выполнить майские указы, невозможно, поскольку для этого нужна совершенно другая бюджетная политика. А она осталась – прежней! И как тут обеспечить кормление электората? То есть, предлог (забота о народе) был избран мастерски, но он просто очевидно топорный. Как это напоминает Геринга: «Кто тут еврей, решаю я!».
Многие аналитики считают, что ручное управление, это, во-первых, фактически вотум недоверия премьеру (не справляется). Во-вторых, напомнили политологи, что кабинет министров лучше было бы убрать осенью, когда кризис больно ударит по стране. А то ведь теперь придется лично нести ответственность за все ошибки… Действительно, досрочное «убиение жертвенного барашка» выглядит весьма нелепо на фоне повышенной предусмотрительности Путина.
Режим дня и режим ночи
Списание на берег Суркова кажется вполне логичным ходом. Взяв управление правительством в свои руки, Путин больше не нуждается в руководителе аппарата кабинета министров, теперь документацией и рулевыми функциями займется аппарат президента. Кроме того, этим шагом Путин фактически лишил Медведева мозгового центра и главного режиссера. Теперь он будет работать «около ноля»
Но это не столь важно, поскольку кого не приставляй к Медведеву, толку от этого не прибавится. Тут речь, повторю, о смене тренда, способа взаимодействия с протестующими, то есть, с Болотной площадью. Так вот, увольнение Суркова говорит о том, что интеллектуальные игры закончились и в дело пойдут силовики. Что оппозицию важнее не слушать, а прослушивать. А в этом деле уши Суркова ничто, по сравнению с длинными ушами силовых структур.
Кстати, Сурков, не мог отказать себе в удовольствии на прощанье в Лондоне наехать на своего конкурента – Следственный комитет. Ему ответил официальный представитель СК Владимир Маркин, эдакий Сурков в силовом аппарате. Он удивился прощальной наглости вице-премьера и сказал, что британский министр, осмелившийся ругать Скотланд-Ярд, был бы сразу уволен. И грустно добавил: «Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим».
Я думаю, теперь Маркин и товарищи создадут в стране надлежащий режим.
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России».