Запрещенное, хотя и не преследуемое, движение стремится играть политическую роль в Марокко, заявил в интервью агентству «Франс пресс» его представитель Фатхалла Арсалан.
«Мы верим в демократию, и считаем, что могли бы стать политической партией, но правительство не разрешает этого», — сказал он.
Суфийское движение, выступающее за создание исламского государства ненасильственными средствами, на протяжении десятилетий было исключено из марокканской политики за открытую критику королевской власти и богатства.
Фатхалла Арсалан подчеркнул, что «Аль-адль валь-ихсан» не призывает к смене режима. Но коалиционное правительство, назначенное после принятия новой конституции и выборов в 2011 году, и сулившее реальную надежду на перемены, не имеет, по его словам, никакой власти в стране.
«Существует теневое правительство, которое управляет всем, а члены нынешнего правительства — не более чем фасад», — утверждает он.
Оппозиционер осудил неспособность властей улучшить условия жизни в североафриканской стране, пораженной нищетой и крайне высокой безработицей среди молодежи.
«Экономическая и социальная ситуация в Марокко с каждым днем становится все хуже, — цитирует Арсалана «Аль-Арабия». — Общество изменилось, стало больше выпускников, которые имеют высшее образование, но которым при этом нечего терять, поскольку у них нет ни работы, ни дома, ни будущего».
«Если молодежь взорвется, никто не сможет остановить их – ни политические партии, ни государство, ни наше движение, — предостерегает он. — И именно этого мы боимся».
Оппозицию поддерживают бедные слои населения
Возглавляющая правительство исламская Партия справедливости и развития отчаянно старается сдержать рост безработицы и усиление экономического кризиса в стране, сильно зависящей от европейской торговли и туризма.
«Аль-адль валь-ихсан», считающаяся самой мощной оппозиционной силой Марокко, настаивает на проведении реформ. Но к концу 2011 года движение решило отказаться от организации массовых акций протеста, опасаясь, что они могут привести к насилию, как в других странах «Арабской весны».
Смерть в декабре прошлого года его харизматического 84-летнего основателя и духовного лидера Абдессалама Ясина вызвала предположение, что суфийская оппозиция смягчит свое отношение к монархии и вступит на политическую арену.
Однако Арсалан, назначенный в январе заместителем генерального секретаря, настаивает, что демократия должна гарантировать свободу выражения мнений, в том числе и критики короля. Справедливое перераспределение богатств страны остается, по его словам, одной из ключевых задач.
«Наш девиз — справедливость в самом широком смысле. В Марокко есть группа, владеющая большей частью активов, от которой беднейшей части общества не достается ничего», — говорит он.
Оппозиционное движения пользуется широкой поддержкой в бедных кварталах, где оно активно проводит информационно-пропагандистские программы.
Его представитель считает, что ни страхи Запада перед «ростом исламизма» в странах «Арабской весны», ни утверждения, что победившие на выборах в Тунисе и Египте исламские партии потерпели неудачу, не имеют под собой никаких оснований.
«Я не вижу там исламского опыта. Никто не дал им возможности работать. И существуют попытки сорвать все их усилия», — заявил заместитель генсекретаря марокканской «Благотворительности и справедливости».