Несколько дней назад в Варшаве Константин Хабенский представил свой новый фильм «Собибор». Это военная драма о концлагере. В фильме сыграло много звезд отечественного кино, но кроме этого и некоторые звезды Европы и Голливуда. Среди них стоит назвать Кристофера Ламберта.
Третьего мая фильм выйдет в широкий прокат и его увидят все желающие. Вообще «Собибор» это концлагерь в Польше. За все время там уничтожили четверть миллиона пленных. Фильм повествует о знаменитом побеге Саши Печерского, которого сыграл режиссер фильма Константин Хабенский.
Насколько известно фильм удался. Зрители и специалисты, которые его уже увидели. Правда многие не выдерживали и уходили с показа, так как фильм очень тяжелый. Кстати, в реальности после побега, который организовал Печерский лагерь был закрыт, а архив уничтожен.
Собибор Кристофер Ламберт: Хабенский быстро нашел общий язык и зарубежной звездой
«Это легендарная личность в кинематографе. Не одно поколение росло на его фильмах. Мне кажется, что Кристофер очень удачно встал в визуальный ряд, у него очень правильный, непонятно, что выражающий, в хорошем смысле, взгляд волка, который немножко не понимает, как он оказался в этой истории. Актеры всегда пытаются оправдывать своих персонажей. Этому нас учил великий Константин Сергеевич .Ищи в хорошем – плохое, в плохом – хорошее. Он (Кристофер Ламберт) всячески старался оправдать своего героя. И мы нашли несколько уязвимых и очень понятных обыкновенному зрителю объяснений того, почему он оказался на стороне тех, кто уничтожает людей.
Но наш менталитет (наш с вами!) не позволит оправдать персонажа. Как бы он ни крутился, на кого бы он ни валил, все равно с нашей точки зрения оправдания этим людям нет. Есть какое-то, может быть, мимолетное понимание того, что действительно судьба сыграла злую шутку. Но мы все внутри себя уверены, что человек имеет право сделать выбор. Люди слепы, они не всегда понимают, что есть другая дорога. Они боятся делать выбор. То же самое происходило и со многими солдатами воюющего с нами народа. С точки зрения профессиональных качеств, Кристофер предлагает очень много разных разнообразных вещей. Иногда неожиданных. Но мне кажется, что с первого съемочного дня мы нашли общий язык.» — отметил Хабенский.
Собибор Кристофер Ламберт: многим артистам было сложно играть своих персонажей
В фильме сильный международный актерский состав: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Мария Кожевникова, Гела Месхи, Сергей Годин, Роман Агеев, Михалина Ольшанска, Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр, Евгений Сармонт, Джошуа Рубин. На площадке звучали русский, немецкий, идиш, польский, голландский, чешский языки. Часто на площадке одновременно работало несколько переводчиков.
Вольфганг Черны, актер: “Когда я прочитал сценарий, то увидел, что мой герой, он вообще не человек, он – монстр. И это было очень сложно для меня – играть монстра. Я подумал, что все-таки, он, наверное, тоже человек, который что-то любит, у которого есть мать, отец. Но это для меня стало возможно не сразу, только шаг за шагом. А когда я посмотрел весь фильм целиком, это вызвало депрессию, потому что это не фикция, это все было”.
Филипп Рейнхардт, актер: “Читая сценарий, я думал, что это все выдумки, все преувеличено, потому что такое – не возможно. Но когда я ознакомился с документами, то понял, что все это было, практически один в один с тем, что показано в фильме. Мы – люди искусства, несем определенную ответственность. Передавая на экране какие-то ситуации и чувства мы несем ответственность за то, чтобы эти ситуации не повторялись. Понятно, что война – никому не нужна”.
“Актерам свойственно играть разные роли”, – ответил Константин Хабенский на вопрос, почему на роль начальника лагеря был приглашен Кристофер Ламберт. Бессмертный Горец, поборник добра и света – образ, который мог бы сделать Ламберта актером одной роли, но не сделал. Ламберт умеет быть разным, при этом – всегда значимым. При взгляде на обершарфюрера СС Карла Френцеля в его исполнении приходят в голову Калигула с наследником его Нероном вместе взятые. Антагонисты, герои Хабенского и Ламберта стоят друг-друга, их противостояние пронизывает весь фильм. Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок.
Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский “перестает быть советским человеком и становится просто человеком”. Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники “Собибора”.
Собибор Кристофер Ламберт: историческое соответствие картины
Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь – стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге. Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная – вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа – убийство и отдых тоже – убийство. Но его орудия – не серая, наводящая ужас масса, они – персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа – естественная форма существования.
Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый – насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: “Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей”. Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря, пишет портал Wordyou.ru. Но действительность была еще страшнее. Настолько, что ее нельзя было показывать на экране, и дело не в рейтинге 12+, – действительность, перенесенная на экран без купюр, во всей своей наготе и реалистичности, вдруг перестает работать.
Поэтому ход был выбран правильный – придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других. Словосочетание “миф” и “рейх” неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме “Собибор” – микромир, живущий по своим законом, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел. Этот микромир – модель и порождение “арийского ” мифа. И если проследить судьбу одного из героев, то увидим историю, достойную отдельного фильма, видим рождение нового героя-мстителя, руки которого обагрены кровью.
В фильме звучит горькая фраза: “Научили евреев убивать”. По словам режиссера, ответ насилием на насилие, это “честно”, но совершенно очевидно, что война, и конкретно это место – лагерь “Собибор” не могут породить ничего чистого, светлого и созидательного. Люди, его прошедшие, ранены войной, их души – изувечены и никогда не будут прежними. Война – это грязь и разрушение, всегда. Но люди должны оставаться людьми. Всегда. Константин Хабенский: “Фильм ориентирован на людей, которые умеют чувствовать. Сопереживать. Не бояться проявления своих чувств, а такого зрителя в нашей стране хватает. Начиная с 12 лет и до бесконечности”.
P.S. Собибор” – первый фильм в российском прокате, у которого 5 процентов от продажи каждого билета будет уходить в детский фонд по борьбе с онкологией головного мозга. А прокат обещает быть серьезным. 9 мая «Собибор» покажут в Берлине. Фильм уже сейчас куплен для показа в нескольких странах Европы, будет прокатываться в Австралии, Японии, и переговоры на данный момент продолжаются.