Окруженные камерами и журналистами дружинники не замечали ничего вокруг. Мигранты бесконечным потоком проходили мимо, но внимания на них так никто и не обратил. «Присоединяйся», — предложил парень из отряда дружинников. На вопрос, — а что, собственно, нужно будет делать? — он пожал плечами: «Да просто ходить». Ну, я и согласилась.
Лучше ловить мигрантов, чем работать
Пятеро весьма пассивных активистов, руководитель – невысокий плотный мужчина с густыми седыми усами и пара примкнувших к рейду журналистов с центрального канала – собрались возле станции метро «Выхино».
Казалось, они не совсем точно представляют – для чего они тут «все вместе сегодня собрались». Активисты равнодушно пролистывали «руководство к действию», в то время как их глава очень старался запомнить наставления журналистов: какие позы лучше принимать в кадре, какие ракурсы наиболее удачные и т.д.
Вскоре началась съемка: на фоне служебной машины ФМС мужчина, соорудив очень тревожное лицо, принялся рассказывать о Москве, заполоненной мигрантами, нечестных бизнесменах, использующих их труд…и честных сотрудниках ФМС, которые героически пытаются этому противостоять. Явно подражая Леониду Парфенову, он с криком «ща я вам это продемонстрирую» выловил из толпы испуганного таджика – камеры дружно устремились за ним.
Проверив документы, дружинник вновь повернул свое просветлевшее лицо журналистам и, стуча кулаком в грудь, пообещал, что «уже завтра наглый нелегал будет доставлен на родину». Правда, пышно-патриотичное обещание таджик вряд ли слышал – его удаляющийся силуэт находился уже на противоположной стороне улицы.
Как признался один из участников рейда, в действующем отряде нет ни сотрудников полиции, ни уполномоченных представителей службы ФМС. Соответственно, нет и прав «трясти» мигрантов (благо, они об этом не знают). «А мы, а что мы? Да работу хотели официально прогулять, вот и вызвались помогать», – пояснил он.
Ну, гастарбайтер, погоди!
Иногда до нас доносились язвительные реплики продавцов лепешек и газет. Они просили «позировать» где-нибудь в другом месте, а то клиентов «распугиваем». А мигранты проходили мимо с абсолютно незаинтересованным видом, как будто ловили не их! Хотя, надо признать, не они были главными героями этой съемки очередной серии мультфильма «Ну, погоди!».
Когда на «Выхино» подъехал пресс-секретарь службы – молодая девушка с рыжими волосами – журналисты засуетились. Оттеснив активистов с просьбой «не путаться под ногами», девушка принялась рассказывать (хорошо заученными фразами) о тяжелых буднях участников рейда. «Мы практически ежедневно проверяем магазины, обходим рынки, даже спускаемся в подвалы. В общем, работа, как видите, не стоит на месте», – уверяла она.
Но мы упрямо стояли на месте: за 1,5 часа «отряд» никуда не сдвинулся. А в 500 метрах находился известный выхинский рынок, который просто кишит нелегалами. А еще поодаль – жулебинский «гулаг» для мигрантов, где проживают около 4 тысяч незарегистрированных иностранцев.
Сделал дело – гуляй смело!
Происходящий абсурд достиг своего апогея, когда за дружинниками начала буквально охотиться толпа… мигрантов. Минут десять один из них дергал главу отряда за рукав со словами: «А можно вопрос?». Но тот был занят – не до мигрантов тут.
Я узнала, что парня зовут Булат и приехал он из Узбекистана на заработки. Как это часто бывает, попал к таким работодателям, которые «обманули и выставили на улицу». Пожалев узбека, я принялась дергать второй рукав дружинника. Но он посмотрел на меня таким взглядом, что я, извиняясь, робко стала пятиться назад.
Закончив свой рассказ, пресс-секретарь достала блокнот и поставила галочку напротив главы «Выхино». Затем сообщила, что следующая «остановка» – Вешняки. Отряд дружинников медленно двинулся на очередное «задание».
А мой недоуменный вопрос — «И это что, все?» — нелепо повис в воздухе.