«Совсем недавно я встречалась с некоторыми из мусульманских лидеров. Это очень печально, потому что ни один из них не бывал ни в какой другой стране, кроме Бирмы (Мьянмы). Они нигде не чувствуют себя своими, и очень огорчены, что и в нашей стране им не дают этого почувствовать», — сказала лауреат Нобелевской премии мира.
«Это очень печальное положение дел. Мы должны научиться принимать тех, чьи взгляды отличаются от наших», — добавила она.
В марте в результате вспышки этно-религиозного насилия в преимущественно буддийской Мьянме погибли 42 мусульманина и один буддист. Тысячи мусульман лишились крова, их дома и мечети были сожжены, когда волна погромов прокатилась по центральной части одной из самых многонациональных стран Азии.
До этого, летом прошлого года, внимание всего мира привлекли масштабные преследования мусульманской народности рохинья, творившиеся при содействии властей на западе страны. Тысячи мусульман были убиты или арестованы, более 110 тысяч рохинья покинули свои дома.
По официальным данным, в стране проживают 800 тысяч представителей народа рохинья. Правительство объявило их нелегальными мигрантами и лишило гражданства.
ООН назвала рохинья одним из самых преследуемых меньшинств на планете.
Закон о гражданстве нужно пересмотреть
Аун Сан Су Чжи, ставшая своеобразным символом зарождающейся демократии Мьянмы, до сих пор крайне сдержанно высказывалась о непрекращающемся насилии и преследованиях мусульман, за что не раз подвергалась критике.
На этот раз лидер оппозиции, называющая себя набожной буддисткой, заявила, что правительство Мьянмы должно пересмотреть закон о гражданстве, хотя и уклонилась от прямого ответа на вопрос, считает ли она рохинья гражданами страны.
«Каждая страна должна рассматривать возможность того, что ее законы о гражданстве не соответствуют международным стандартам. Именно на это необходимо набраться мужества правительству Бирмы. Решить вопрос гражданства справедливо», — сказала Су Чжи журналистам.
Ранее, выступая перед студентами Токийского университета, Су Чжи сказала, что она «не волшебник» и не сможет разрешить давние этнические конфликты.
«Я уже говорила, что самое главное – это обеспечить верховенство закона. Речь идет не только о судебной системе, но об администрации, о правительстве, о нашей полиции, о той подготовке, которую мы даем силам безопасности», — цитирует ее Today’s Zaman.
Она добавила, что суды Мьянмы не соответствуют демократическим стандартам, поскольку они «полностью подчинены органам исполнительной власти».
«От меня хотели, чтобы я сказала, как избавиться от этих разногласий между общинами. Я не волшебник. Если бы я была волшебником, я бы велела им исчезнуть, и все они бы исчезли. Для разрешения разногласий требуется много времени», — сказала Су Чжи японским студентам.
«Мы должны создать атмосферу безопасности, в которой люди с разными мнениями могут встретиться и обменяться идеями, и подумать о том, что у нас есть общего».