Руслан Расулов, общественный деятель:
— Не только я, но и подавляющее большинство населения республики за всенародные выборы. Во-первых, это мое конституционное право, которым я хочу пользоваться. Избирать и быть избранным в органы государственной власти. Во-вторых, кто-то нас постоянно убеждает, что дагестанцы не доросли до демократии. Я с этим категорически не согласен, потому что в дагестанцах издавна заложены принципы демократии. Когда во всей России было крепостное право, в Дагестане были вольные общества, которые избирали себе руководителей по всем законам демократии. Историки это подтвердят.
Да, некоторые дагестанцы, видя, что их голос не учитывается, перестали ходить на выборы. Но при всенародных выборах выдвигаться может любой человек от народа.
Исалмагомед Набиев, правозащитник:
— Начиная с 90-х гг. я участвовал во всех выборах в качестве наблюдателя. В самом начале их можно было назвать честными, но уже давно выборы наглым образом фальсифицируются: бывают случаи массового подкупа или же вброса бюллетеней. Завышают явку — когда на выборы приходят только 15% населения, в протоколах пишут 90%. Поэтому я против всенародных выборов, потому что тут могут что угодно натворить. У нас примерно 13 тыс. человек работают в территориальных избиркомах. Все они находятся под влиянием местных глав муниципальных образований, а значит, от них можно получить любые цифры, даже самые фантастические. И за всю современную практику выборов ни разу еще такого рода фальсификации не были рассмотрены в суде. Выборов тут нет, и в нынешних условиях быть не может.
Биякай Магомедов, бывший главред газеты «Черновик»:
— Я за всенародные выборы, но только если там не будет участвовать дагестанская политическая верхушка, кроме Р. Абдулатипова. Это и члены правительства, и депутаты парламента, и «главари» муниципальных образований. Потому что у всех них — криминальное прошлое. Если Москва не допустит этих людей к избирательным процессам, могут быть честные выборы и справедливый результат.
Абдурашид Саидов, общественный деятель, врач:
— Всегда поддерживаю всенародные выборы и любые демократические процессы. Глава республики, избранный народом, всегда будет опираться на народ, а не на тех людей, которые устроили его в кресле. В таком случае у него будет возможность работать, не завися от каких-либо политических сил.
Я считаю неверными заявления, что мы не доросли до того, чтобы выбирать себе главу. Надо людям возможность участвовать в формировании власти. Чем раньше начнем, тем лучше. Да, может быть, сначала будут ошибки. Но на ошибках учатся.
Руслан Гереев, руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа:
— Я категорически против выборов, я за назначение. То есть, за тот механизм, который был до сих пор. Мы все знаем, как проходят у нас выборы. Вся страна видела, как на выборах в Тарумовском районе камера зафиксировала массовый вброс бюллетеней. Как вы думаете, этих людей привлекли к ответственности? Уверен, что нет. И это наша избирательная система. Как мы собираемся с такой системой проводить голосование? В такой республике как Дагестан, где десятилетиями государственная власть — разлагалась, никто не даст гарантий, что будут честные выборы.
Но я и против того, чтобы выбирали депутаты. Потому что это люди, которые годами допускали беззаконие и беспредел. Я вообще против этого Народного Собрания, в котором ничего народного нет. Мы прекрасно знаем, как проходили выборы в эти парламенты, знаем, кто чей клан или криминальную группу представляет.
Не нужно лицемерить, ни один из избранных людей не понес ответственности за свои противозаконные действия, а назначенец будет отвечать хотя бы перед федеральной властью.