«Это соглашение уже выиграно, и о нем будет объявлено завтра, но официальное подписание состоится в следующем месяце», — сказал чиновник на условиях анонимности.
Новый раунд переговоров делегации МВФ с Тунисом, попросившим кредит на преодоление финансовых трудностей, с которыми страна столкнулась после свержения режима Бен Али, начался 8 апреля, и закончился в необычайно короткий срок.
Об условиях, выдвинутых международной кредитной организацией правительству Туниса, СМИ пока не сообщают.
Между тем аналогичные переговоры в соседнем Египте о выделении кредита на 4,8 миллиарда долларов закончились провалом, пишет во вторник Egypt Independent.
После почти двухнедельных переговоров в Каире глава миссии МВФ Андреас Бауэр отметил в своем заявлении определенный прогресс, достигнутый правительством Египта. В частности, речь идет об ограничении субсидий на топливо и «расширении доходной базы».
Сокращение правительственных субсидий на энергоносители и продукты питания, а также повышение ряда налогов, которые МВФ ставит основным условием выделения кредита на восстановление экономики, пользуются крайней непопулярностью в народе.
В ноябре прошлого года предварительная договоренность с кредиторами уже была достигнута, и власти страны объявили об увеличении налога с продаж на 19 категорий товаров. Однако вскоре президент Мурси вынужден был отменить увеличение налога и заморозить соглашение до лучших времен из-за роста протестных настроений.
Поддержка Катара и Ливии
«Переговоры с властями продолжатся с целью достижения соглашения о возможном резервном кредите в поддержку Египта», — оптимистично заявил глава миссии МВФ.
Хотя ни одна из сторон не называет причину провала соглашения, аналитики уверены, что исламское правительство Египта не хочет рисковать перед назначенными на октябрь парламентскими выборами, принимая непопулярные меры, которые сильно ударят по бедным и средним слоям населения.
«Не думаю, что они пойдут на сколько-нибудь значимые реформы до выборов», — заявил Самир Радван, ставший первым министром финансов после свержения бывшего президента Хосни Мубарака в 2011 году.
Во время своего министерства Радвану удалось договориться с МВФ о кредите на 3,2 млрд. долларов, при гораздо меньшем количестве условий, но правивший тогда Египтом военный совет наложил вето на соглашение.
С тех пор валютные резервы страны уменьшились более чем вдвое, до критически низкого уровня 13,4 млрд. долларов, египетский фунт потерял около 10 процентов по отношению к доллару, туризм и инвестиции зачахли на фоне устраиваемых оппозицией бурных и зрелищных протестов, свидетельствующих об отсутствии стабильности.
Все это ставило правительство Египта в крайне невыгодное положение на переговорах с МВФ, однако на прошлой неделе Катар и Ливия протянули ему руку помощи, пообещав 5 миллиардов беспроцентной финансовой помощи.
Эти средства позволят египетским властям получить передышку до выборов, и все же западные дипломаты и экономисты утверждают, что полную экономическую стабильность в период перехода к демократии стране может дать только соглашение с МВФ, сулящее дальнейшие кредиты и иностранные инвестиции.