Минувшая неделя омрачилась грустной новостью: в понедельник на 83-м году жизни ушел из жизни народный артист Олег Табаков. На церемонию прощания с любимым актером пришли тысячи людей, многие из которых так и не смогли поверить, что больше никогда не увидят солнечной улыбки мэтра.
Выяснилось, что Олег Павлович несколько лет страдал от онкологического заболевания, но мужественно скрывал диагноз от всех, при этом много работал и не впадал в отчаяние. Также на минувшей неделе состоялась очная защита, на которой отечественные киноделы представили свои проекты, претендующие на господдержку от Фонда кино. Об этом и многом другом читайте в нашем обзоре.
Прощание с Олегом Табаковым
Минувшая неделя ознаменовалась печальными новостями. 12 марта после нескольких месяцев тяжелой болезни скончался Олег Павлович Табаков. Артисту было 82 года. Практически все время после госпитализации он провел в состоянии глубокого оглушения. В смерть любимого актера не могли поверить ни близкие, ни ученики, ни коллеги, ни поклонники творчества Табакова. На церемонию прощания с Олегом Павловичем пришли несколько тысяч человек.
Память Табакова почтили: Евгений Миронов, Владимир Машков, Константин Хабенский, Олег Меньшиков, Сергей Безруков, Александр Ширвиндт, Владимир Меньшов, Александр Калягин и многие другие. Проститься с актером приехал и президент России Владимир Путин: он выступил на церемонии, при этом не сумев сдержать слез.
Олег Табаков с женой Мариной Зудиной, дочерью Машей и актерами своего театра
Олег Табаков: диагноз, причины смерти, чем болел, похороны, наследство
Рядом с гробом Олега Табакова сидели его супруга Марина Зудина, сыновья Антон и Павел, дочь Мария и внучки. Бывшая жена актера Людмила Крылова и старшая дочь Александра проигнорировали похороны народного артиста. Известно, что, несмотря на желание старшего сына Олега Павловича Антона оплатить похороны артиста, все расходы на траурную церемонию и погребение на себя взял МХТ имени Чехова, где служил Олег Табаков.
В своей прощальной речи Марина Зудина призналась, что всегда будет любить супруга и поблагодарила за детей, счастливую семейную жизнь и учеников, которые поддерживают актрису и ее семью в эти нелегкие времена.
Олег Табаков с семьей
Отметим также, что на прошлой неделе стало известно, что Олег Табаков на протяжении пяти лет страдал от онкологического заболевания. Об этом в студии передачи «Сегодня вечером» рассказала близкая подруга семьи Табакова Юлия Пузырева. По ее словам, подтвердить страшный диагноз артиста – рак предстательной железы – попросила вдова Олега Павловича Марина Зудина.
«Пять лет назад в прекрасной семье Олега Павловича и Марины случился удар судьбы: Олег Павлович заболел. Сейчас можно об этом говорить: у него диагностировали сложное онкологическое заболевание, передает Wordyou. Но он не смирился с этим и не впал в отчаяние. Только однажды, когда у него возникли проблемы с ногами, он как будто испугался: «Как? Я не смогу выйти на сцену?» И болезнь отступила. Отступила, я могу сказать, только благодаря поддержке Марины. Она сделала все. И он за эти пять лет ни разу не потерял самообладание. Она организовала лечение, она ездила с ним все эти пять лет. Пять лет, в течение которых он сумел и сцену новую открыть, и заниматься колледжем и детьми», – рассказала Юлия.
Предвкушали большой кипиш во время дележки добра между многочисленными родственниками: вдовой, четырьмя детьми и пятью внуками.
Спешим успокоить наших читателей: скандала не будет, потому что все уже давным-давно распределено. Как нам стало известно из самых достоверных источников, на момент смерти за Олегом Павловичем не числилось ни-че-го. Ни одного квадратного метра, ни одной лошадиной силы, ни рубля на банковских счетах!
На разных сайтах пишут про роскошное поместье на Истре, три квартиры в центре Москвы, автомобили бизнес-класса, миллионные счета… Глупости все это, не верьте. Еще в конце 90-х, когда здоровье мэтра стало пошаливать, Марина Зудина уговорила мужа переписать практически все на нее. В собственности Олега Табакова оставалось лишь 188 квадратных метров на Котельнической набережной. Да и эту квартиру он в 2000 году отписал любимой.
О деньгах
Олег Павлович продолжал сниматься в кино — с начала века на его счету 25 картин. По неофициальным данным, гениальному актеру в последние годы платили по 500 тыс. руб. за съемочный день. Кроме того, были какие-то гешефты со сдачей в субаренду театральных помещений. Но тут дело темное, даже представить не беремся объемы поступлений.
И это еще не все.
По данным Минкульта РФ, только в МХТ им. Чехова Табаков ежемесячно получал 935 994 рубля. Плюс у него были ставки в «Табакерке» и детской театральной школе. Плюс преподавательская деятельность. Но, повторяем, ни копейки на счетах человека-легенды не оказалось.
Здесь припомнилась, конечно, мутная история, случившаяся прошлой весной. С табаковского счета в банке «Клиентский» в неизвестном направлении уплыли 677 миллионов. Журналисты оборвали телефон пострадавшего, однако мэтр от комментариев отказался, а его жена нервно отмахивалась: «Не лезьте — это наше личное дело!»
Олег Табаков: кому достанется имущество, личная жизнь, биография
Короче говоря, никакого завещания никто вскрывать не будет. Все движимое и недвижимое имущество покойного сейчас в руках Марины Вячеславовны. Можно не сомневаться, что ее дети — Павлик и Маша — в накладе не останутся.
При этом, скорее всего, не при делах наследники из первой семьи. Антон в начале года окончательно перебрался с семьей в Европу. На заработанное на ресторанном бизнесе, который он успешно продал, прикупил милый домик на границе Италии и Франции — неподалеку от Рокебрюн-Кап-Мартен, где в свое время любили отдыхать Коко Шанель, Грета Гарбо и Уинстон Черчилль. Там, в теплых краях, Антон живет припеваючи. А Саша, рассорившись с папой после того, как тот предал ее мать, давным-давно стала для Табакова и Зудиной отрезанной горбушкой.
Кажется, в мае 2000 года, когда прощались с Олегом Ефремовым, я стоял на этой сцене и даже на этом же самом месте. Тогда Олег-младший готовился принять Художественный театр, фонтанировал предложениями, собирал команду. Теперь и он вслед за Олегом-старшим присоединился к большинству. При всем художественном родстве этих двух Олегов они вели театр по-разному и дело понимали по-разному. Эпоха двух Олегов длилась без малого полвека. Можно подвести сегодня предварительные итоги.
Они оба играли Мольера на этих подмостках. В первом спектакле Олег-старший был Мольером, а Лелик — Бутоном, тушильщиком свечей, его слугой. Потом Лелик стал Мольером и худруком МХАТа. Роль Мольера не считал своей, он по амплуа Бутон, конечно. За восемнадцать лет он приобрел в МХТ огромный, решающий опыт, который, мне кажется, важен для любого следующего Мольера, что придет ему на смену. В эти восемнадцать лет он внятно осознал, что значит вести в России отчасти независимый и относительно свободный Художественный театр (тот, что без буквы «А»).
Старший Олег расписывался в верности Станиславскому в студенческие годы кровью, был погружен в методологические споры его актерской юности. Ненавидел термин «переживание», придумал свой — «проживание». Лелик любой схоластики боялся: как бы она не задушила «веселенькое» (его словечко) актерское дело.
Он принципиально не ставил в МХТ спектакли, именовал себя исключительно «кризисным менеджером». Все эти годы ориентировался на актеров, способных собрать зал. Ошибался. Примеривался. Был у нас такой спектакль, «Гамлет в остром соусе». Табаков закрыл его с новой для МХАТа формулировкой: «за деньги это показывать нельзя». Учился капитализму. Сам закрыл в МХТ больше спектаклей, чем вся советская власть.
Отбирая режиссуру и актеров, не боялся конкуренции. Принцип был один: взять талантливого человека, не холопа, не исполнителя, а человека, который мог бы дать художественный припек. Ошибался жестоко, расстраивался и шел вперед. Ни одного талантливого человека не предал или, как у нас теперь говорят, не сдал. Не потому, что храбрый, не потому, что за спиной президент. Твердо ощущал себя первым в своей актерской профессии, и это придавало ему устойчивость. За спиной ощущал какую-то свою Россию.
Старший Олег играл в фильме Столпера капитана, и на вопрос «Как фамилия?» тот отвечал: «На моей фамилии вся Россия держится. Иванов моя фамилия». Его родина — место, арбатские переулки. У младшего Олега время — родина и время — место: Волга, Саратов, а также наше всероссийское Простоквашино.
Полагал себя характерным актером, на вопрос, не обидно ли ему, что Смоктуновского все вспоминают Гамлетом, а тебя будут вспоминать хитрым котярой Матроскиным, сразу же возражал: «Нет, не обидно. Я ведь никогда не хотел играть Гамлета или Чацкого, только Полония или Фамусова».
От своего учителя Топоркова шло понимание характерного артиста как высшего актерского звания. Беспрерывно внушал нынешним мхатовцам топорковские расценки: первые деньги надо платить героине, потому как ее все хотят. Вторые — комику, но не просто комику, а с каскадом (и показывал губы Топоркова в виде двух шпрот). Он и стал таким комиком с каскадом. Познал на интонационном уровне психологию людей в нашем необъятном и вечном Простоквашине.
Вел театр под свою ответственность: знал на своем опыте советское прошлое Художественного театра и вырывался из этого прошлого. Был первым, кто встал рядом с Ефремовым в дни раскола МХАТ СССР. Для обоих Олегов тот МХАТ был и гордостью, и тайным стыдом: при обилии великих артистов это был театр, задушенный годами сталинщины, а потом коллективного и безликого руководства.
Идею вертикали власти воспринял позитивно: «В большом театре как в большой стране». Уничтожил в МХТ все мнимые советские представительские функции: ни худсовета, ни обсуждаловки. «Артист должен говорить только на сцене». Любил показывать, как летчик в войну брал на себя бой и помахивал крыльями, чтобы все остальные боевые товарищи ориентировались на него. Для наглядности сам помахивал руками, чтобы сравнение запомнилось.
Талантливых людей обласкивал, дарил ювелирные изделия. С давних времен «Современника» помнил, что талант — единственная новость, которая всегда нова. Никого не сдал, потому как не играл с властью в карты по поводу своей профессии: за ним стояли самые талантливые режиссеры России. Это шире надо понимать: сознательно, а часто интуитивно, повинуясь своему звериному инстинкту, он создавал и поддерживал баланс художественных сил в главном театре страны. Это было важно для и МХТ, и для Москвы, и для всей театральной России.
Он был человеком успеха (и в этом тоже напоминал Немировича). «В поисках радости» — название пьесы Виктора Розова и прелюдия ко всей его актерской судьбе. Радости в последние годы было у него все меньше и меньше. Идущая и снизу, и сбоку, и сверху мутная волна готова была не раз поглотить его. Подкладывали под стену театра голову свиньи, выпрыгивали на сцену, дрались с актерами. Ревнители скреп даже в день отпевания грозились отлучить тех, кто решится отпеть нечестивца-лицедея. Когда это движение только начиналось, он сказал мне тихо, даже шепнул с некоторым удивлением: «Толяша, против меня выступает черная сотня». Он впервые почувствовал, что это зловещее словосочетание имеет отношение к нему.
Аплодисменты Табаков очень любил. 40 лет без них не обходился ни один его выход на сцену. Он и в последний раз словно не хотел покидать публику – в Камергерском переулке 20 минут кортеж не мог тронуться с места. Нескончаемые овации.
О нем говорили – «любимчик фортуны». Еще ребенком во время войны в голодном Саратове Олег заболел брюшным тифом. Врачи пугали – шансов нет, но он выздоровел. В 29, когда случился инфаркт, медики снова опасались за жизнь Табакова, но он снова выкарабкался.
К 30-ти на его счету несколько десятков ролей в кино и театре. Он тогда один из самых молодых руководителей «Современника». Красивый, талантливый, удачливый. Огня было много. Он не боялся играть даже женские роли. В 1968-м сыграл на сцене «Современника» буфетчицу Клаву. Театральная Москва ахнула. А образ заносчивой мисс Эндрю он списал со своей тещи. Мастер перевоплощения.
«Этот эпизод рождался очень весело, очень фантазийно. Его во многом Олег придумал сам. Короткий эпизод бывает иногда ярче большой роли», – говорит композитор, народный артист России Максим Дунаевский.
Табаков от работы никогда не отказывался. Играть старался за пределами возможного. Ему была подвластна любая роль – обаятельный добряк, простофиля, подлец или коварный враг. Чего только стоит роль Шелленберга.
«Андропов, это я знаю точно, когда был прием, подошел к Табакову и сказал: «Как вы могли сыграть этого нациста, этого мерзавца…зачем вы его сыграли? Он там просто обаяшка», – рассказывает историк, писатель Андрей Молчанов.
А Кот Матроскин стал почти национальным героем, заговорив неповторимым голосом Табакова. Но больше всего актер любил своего Обломова, который получился совсем не хрестоматийным.
В последние годы Олег Павлович руководил МХТ и «Табакеркой», строил новые для них здания, а еще театральный лицей. Друзья говорили: «Сам себе и Савва Морозов и Немирович-Данченко».
«Он как швейцарские часы – работают и работают. Швейцарские часы хорошие», – говорит народный артист РФ Юрий Стоянов.
До болезни по 7-8 раз в месяц Табаков выходил на сцену МХТ. В афише несколько спектаклей. К 80-летию народного артиста Константин Богомолов поставил «Юбилей Ювелира». Все заметили – мастер как будто помолодел.
«Вообще не всякий рискнет к своему дню рождения такое запузырить», – шутил сам Табаков.
Табаков всегда любил рисковать. В 60 все перевернул в своей жизни. Ушел из семьи, женился на Марине Зудиной, младше его вдвое.
«Спасибо за годы невероятного счастья, легкости, спасибо за детей, спасибо за любовь. Олег, милый, спасибо тебе… Я очень, очень и очень тебя всю жизнь свою очень любила и буду любить», – сказала на церемонии прощания перед похоронами народная артистка Марина Зудина.
Четвертый ребенок, дочь Маша, родилась, когда актеру было за 70.
«Она была его музой, его любовью абсолютной. Его глаз увлажнялся, когда он говорил о ней», – говорит народный артист России Игорь Верник.
С 2000-го Олег Табаков возглавлял Московский Художественный театр имени Чехова.
За свою карьеру Олег Табаков снялся более чем в 120 фильмах.
“Война и мир”
В 1968 году Табаков исполнил роль Николая Ростова в оскароносном фильме Сергея Бондарчука “Война и мир”. Через пять лет появился в легендарном сериале “Семнадцать мгновений весны” в образе Вальтера Шелленберга.
“17 мгновений весны”
В 1976 году на экраны вышел фильм “12 стульев”, где Табаков стал “голубым воришкой” Альхеном. В фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича “д’Артаньян и три мушкетера” (1978) сыграл короля Людовика XIII.
“12 стульев”
В 1979 году в картине “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” Олег Павлович воплотил образ Ильи Ильича. В том же году Табаков засветился в легендарном советском фильме “Москва слезам не верит”, где сыграл женатого любовника главной героини.
“Москва слезам не верит”
В сказке “Мэри Поппинс, до свидания!” (1983) Табаков сыграл женщину – мисс Эндрю. В комедии-вестерне Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов” Табаков воплотил образ владельца салуна и бармена Гарри Маккью.
“Мэри Поппинс, до свидания!”
Олег Табаков снимался в детских киносказках: “После дождичка в четверг”, где актер сыграл Кащея Бессмертного, “Пеппи Длинныйчулок” и других. Но детям больше был известен голос Табакова – он озвучивал кота Матроскина в культовом мультфильме “Простоквашино”. Также он озвучил на русском языке кота Гарфилда в одноименном американском фильме.
Среди других полюбившихся зрителю фильмов с участием Олега Табакова – “Гори, гори, моя звезда”, “Достояние республики”, “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”, “Неоконченная пьеса для механического пианино”, “Ах, водевиль, водевиль…”, “Любовь с привилегиями”, “Ширли-мырли”, “Сирота казанская”, “Статский советник” и другие.
“д’Артаньян и три мушкетера”
Последней киноработой Олега Табакова стала роль в фильме “Кухня. Последняя битва” 2017 года.
Олег Табаков был женат дважды. В браке с актрисой Людмилой Крыловой, который продолжался я с 1959 до 1994 год, у актера родился сын Антон и дочь Александра, которые пошли по стопам родителей.
В 1995 году Олег Табаков женился на актрисе Марине Зудиной, которая младше его на 30 лет. В этом браке родился сын Павел (1995) и дочь Мария (2006).