Закрыть

Праздники и приметы

Планы на пост-асадовскую Сирию

 

Руководства западных и арабских стран смотрят на происходящее в Сирии с ужасом, но при этом каждый пытается извлечь свою выгоду из происходящего. Ни 70 тысяч погибших в результате боевых действий, ни миллион беженцев (по неофициальным данным эта цифра намного выше) не являются для международного сообщества свидетельством того, что переломный момент в этой войне уже давно наступил.

Но при этом мировые лидеры строят далеко идущие планы на будущее в случае, если ситуация в Сирии резко изменится.

Большинство аналитиков склоняются к тому, что в итоге режим Асада падет. Войска оппозиции регулярно захватывают все новые районы, в то время как асадовцы уже потеряли контроль над большей частью своих территорий и транспортных путей. В ходе бесед, проведенных в последние несколько недель с министрами, послами, международными лидерами и военачальниками, стало ясно, что от намеченной сейчас стратегии будет зависеть дальнейшее решение сложившейся ситуации.

«Сирия. Завтрашний день»

ООН разработала план действий под кодовым названием «Сирия. Завтрашний день». Ответственным по нему генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил своего заместителя Яна Элиассана. После войн в Ираке и Афганистане, США и их союзники- члены НАТО не стремятся принимать участие в реконструкции Сирии. Ввиду их бездействия в этом вопросе, вероятнее всего, миссия по восстановлению Сирии будет возложена на ООН.

ООН опасается, что если войска Асада в конечном счете проиграют, то алавитов, последователей религиозного течения, к которому принадлежит Башар Асад, ждет неминуемая расправа, и единственные, кто сможет это предотвратить, — это миротворцы.

Должностные лица хорошо осведомлены о нехватках медикаментов в регионе и о том, что сирийцы гибнут не только в ходе боевых столкновений, но и от болезней и из-за того, что им своевременно не оказывается медицинская помощь.

Представители ООН намеревались развернуть в Сирии базу миротворческих войск, но на это потребовалось бы много времени и санкция Совбеза ООН. Это повлекло бы за собой необходимость вмешаться и в другие внутренние проблемы Сирии.

Многие должностные лица ООН полагают, что следующая глава в развитии сирийского конфликта может оказаться еще более кровавой, чем эта. Международные наблюдатели не будут направлены в Сирию, если уровень опасности посчитают слишком высоким.

Ян Элиассон в своем интервью Аль-Джазире заявил: «Наши миротворцы и так уже заплатили слишком высокую цену. Мы потеряли девятерых наших сотрудников в проводимых операциях. Находиться с миссией в этом регионе стало очень рискованно ».

Запад больше волнует сохранность оружия Асада, чем жизнь сирийцев

Несмотря на многочисленные общественные призывы повлиять на обстановку в Сирии, администрация Обамы не проявляет никакого желания вмешиваться в ситуацию.

Франция и Великобритания обнадеживают оппозицию обещаниями военной поддержки, чего сделать им никак не позволит устав ЕС.

Военным стратегам поставлена непростая задача пересмотреть свои взгляды на политику в этом регионе. Они хорошо понимают, что когда в Сирии в конце концов одна из противоборствующих сторон одержит верх, то события будут развиваться с молниеносной быстротой, и необходимо заранее подготовиться к любому исходу.

У западных государств в приоритете является обеспечение сохранности асадовских складов химического оружия. Они опасаются, что оно может быть использовано войсками правящего режима или может попасть в руки повстанцев. На территории Сирии широко развита агентурная сеть ливанской шиитской организации Хезболла. Целый ряд оппозиционных группировок, особенно те, которые сражаются под знаменем «Фонда аль-Нусра», разделяют идеологические взгляды Аль-Каиды.

Также существует опасность, что завладевшая химическим оружием сторона может быть готова продать его кому угодно, вопрос только в цене.

В последние несколько недель подразделения ООН проводят военные учения на случай применения химического оружия. По информации, полученной от западных военных источников, асадовский арсенал химических боеприпасов разбросан по нескольким городам Сирии. Чтобы собрать его воедино потребуется проведение масштабной военной операции, которая повлечет за собой гибель сотен человек. Как сказал один из должностных лиц ООН: «Опасность заключается в том, что вторжение будет вестись по периметру всего фронта».

Америка, Турция, НАТО…

США и ее союзники серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией, в которой продовольственный кризис может охватить и Сирию и Иорданию. В прошлом месяце общее число зарегистрированных и ожидающих постановки на учет беженцев превысило 1 миллион человек. 1 апреля эта цифра уже была 1 миллион 200 тысяч человек.

Проблема беженцев может повлиять на стабильность соседствующих с Сирией государств, чьи границы были сформировано по итогам 1 мировой войны. Есть опасения, что Сирия расколется на несколько частей, которые могут примкнуть к соседним странам и таким образом перекроить устоявшиеся государственные границы.

НАТО категорично заявило, что не планирует вмешиваться во внутренние дела Сирии. Хотя, если кто-либо из стран-участников решит ввести свои войска, руководство НАТО может утвердить санкцию на проведение операции.

Именно у стран-участников НАТО поставлено на карту больше, чем у кого-либо другого, и они сильно обеспокоены происходящим, особенно вдоль южной границы Сирии.

В Турцию, по официальным данным, прибыло около 300 тысяч беженцев, но в турецких городах их находится намного больше. Анкара озабочена тем, к какой стороне примкнут сирийские курды, и планирует сыграть не последнюю роль в формировании будущего Сирии.

В настоящее время турецкая армия занимает второе место в НАТО по своей численности. Существует неподтвержденная информация, что некоторые генералы планируют взять сирийские территории под свой контроль. В прессе это явление получило название «Османские амбиции». Однако в отношениях между правящей Партией справедливости и развития и генералами все еще присутствует недоверие друг к другу, поэтому премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган может не дать разрешение на претворение в жизнь экспансионистских планов турецкой военной элиты.

Катар, Саудовская Аравия, Израиль…

Страны Персидского залива, особенно Катар и Саудовская Аравия, оказывают мощное влияние на войну в Сирии. Нет никаких признаков того, что они введут свои войска в зону конфликта, но они намерены финансировать действия оппозиционных войск и снабжать их оружием.

В свою очередь, Израиль не на шутку встревожен происходящим в Сирии. Башар Асад и ранее его отец, Хафез Асад, публично объявляли себя непримиримыми врагами Израиля. Но на деле, после окончания Войны Судного Дня  в 1973 году, сирийский фронт оставался самым спокойным среди других арабских соседей Израиля. Для Израиля лучший способ застраховать себя от непредвиденных последствий в зоне конфликта — это заручиться поддержкой Турции и сохранять с ней дружественные отношения.

Нестабильная обстановка в районе Голанских высот здорово нервирует израильтян. Войска ООН фактически заняли их опорный пункт, и теперь многочисленные сирийские оппозиционные группировки нередко открывают огонь в сторону Израиля. В одном из последних таких случаев Израиль ответил на стрельбу ракетными ударами.

Израиль настаивает на том, что не собирается вторгаться на территорию Сирии. Но по некоторым сведениям, у Израиля разработан план действий в отношении Сирии под названием «Зона сдерживания», который также может быть применен и в отношении юга Ливана.

Россия и Иран

Россия на протяжении десятилетий была надежным союзником Сирии, и есть информация, что она поставляет продовольственные грузы для армии Асада. У России имеется пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ на территории сирийского города Тартус. В Сирии все еще проживает много российских граждан, несмотря на ряд проведенных эвакуаций. У России есть очевидный приоритет на случай, если она решит вывезти всех своих граждан из зоны боевых действий.

У США, России и Совбеза ООН взгляды на урегулирование сирийского вопроса сильно разнятся, но все же удалось найти путь для достижения компромисса. В течение последних 2 лет стали регулярно проводиться так называемые встречи «3Б». Это название – производное от заглавных букв фамилий участников встреч: представителя ООН и Лиги арабских государств Лахдара Брахими, заместителя госсекретаря США Уиллиама Бёрнса и замминистра иностранных дел России Михаила Богданова. Они обсуждают широкий спектр вопросов касательно ситуации в Сирии, в том числе и проблему применения химического оружия в этом конфликте.

Иран в течение длительного времени также был надежным союзником для Сирии. В Дамаске всегда было много стражей Иранской исламской революции и, по правде говоря, остается и до сих пор.

На территории Сирии, особенно в приграничных зонах, орудуют боевики Ливанской шиитской партии Хезболла.

Если режим Асада падет, то Иран будет всерьез обеспокоен потерей своего влияния на Сирию и Ливан. Маловероятно, что Иран введет свои войска для участия в военных действиях, но вполне очевидно, что секретные группировки будут продолжать действовать на территории Сирии в иранских интересах.

Иран, также как и Россия, прекрасно осознает тот факт, что если правящий режим потеряет контроль в Дамаске или вовсе будет свержен, то дальнейшие события будут развиваться стремительно. Асад пока еще остается у руля благодаря репрессиям со стороны его государственного аппарата. Когда же он наконец будет побежден, для Сирии начнется новая глава в истории. Но есть опасения, что эта глава может быть еще более кровавой, чем предыдущая.

Джеймс Бейс. Английский вариант статьи опубликован на сайте aljazeera.com.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях