Закрыть

Разное

Во времена язычества вместо Масленицы праздновали Комоедицы и тоже пекли много блинов

 

«Комоедицы» — это праздник из языческих, дохристианских времён, сейчас он называется Масленица. В старину считалось, что этот день – символ прихода весны и ещё – напоминание людям о том, что не за горами работа в поле и всё, что с этим связано. Этот день поэтому по-другому называется «земледельческий Новый год».

В древности весна считалась временем года, когда всё живое пробуждается ото сна, временем, которое вдыхает силу во всё живое. В честь весеннего солнца в древности лепили круглые пресные лепёшки, а когда появилась закваска (IX столетие), стали печь блины.

Комоедицы это  Масленица: первый блин древние славяне несли в лес комам

Празднование Комоедицы для древних славян было одним из четырёх самых важных, и имел глубокий смысл. Истоки Комоедицы берут начало в культе Солнца – главного божества древних славян. Это день, когда Солнце берёт верх над ночью и зимой и приходит весна. Славить Ярилу, бога Солнца, принято было блинами.

Блин воспринимался, как Солнце – такой же круглый, жёлтый и горячий. Считалось, кто ест в этот день блины, получает вместе с ними силу и выносливость.

Кроме того, что в этот день встречали весну и праздновали Новый земледельческий год, почитали и Медвежьего бога славян. Первый блин подносили именно «комам» — медведям, которых древние славяне считали своим тотемным предком. Отсюда и один из главных ритуалов на Комоедицу – «медвежья побуда».

Рано утром, не завтракая, распевая по дороге песни и пританцовывая, деревенские жители отправлялись в лес. Голодным медведям, которые в это время начинают выходить из зимней спячки, несли блины. Считалось, что, таким образом, Медвежий бог получал «блинную жертву». Блины раскладывались в лесу по пенькам и по веткам деревьев, а уже потом начиналось пиршество и гулянье.

Комоедицы это  Масленица: древние славяне праздновали с хороводами, песнями, плясками и боями до первой крови

Праздник Комоедицы всегда ждали с нетерпением и тщательно к нему готовились: из крутых склонов делали горки для катаний – заливали их водой и давали замёрзнуть, возводили ледяные конструкции типа гор и крепостей. А ещё – обязательно отправлялись в баню – считалось, что таким образом можно смыть с себя всё плохое, случившееся в минувшем году. В праздничные дни никто не работал.

На льду озера или реки возводили из снега городок и прятали там Марену (сегодня её называют чучелом Масленицы). Марену охраняли ряженые. Обязательно устраивали кулачные бои с участием разных по возрасту мужиков, которые сходились из окрестных деревень. Дрались по-настоящему, до крови, потому что считали, что пролитая кровь станет своеобразной жертвой ради хорошего урожая.

В конце праздника сжигали чучело. Морена считалась грозной и могучей повелительницей смерти, хозяйкой зимы, а потому сжечь её – значит одержать победу бога Ярилы, торжественно заявить о гибели зимы и приходе весны. На чучело вязали «наузы», так называли Обереги, которые уже отслужили своё, всякие старые тряпки и наговаривали, чтобы в огне сгорело всё плохое и ненужное.

Заканчивался праздник, и начинались нелёгкие деревенские будни, связанные с сельскохозяйственными работами, которые будут длиться до новых холодов.

Кто почитает древние русские традиции, тот встречает весну по древним заветам, в период весеннего равноденствия. Люди надевают народные костюмы, поют песни, пляшут и проводят древние обряды.

В эти дни принято жечь костры, водить хороводы, будить медведей. Веселятся, как веселились наши предки тысячи лет назад.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях