Политикам нелегко будет сподвигнуть к участию в голосовании целую армию отчаявшихся молодых избирателей, более половины из которых не видят для себя в демократии никакой пользы, отмечают социологи.
Пакистанцы в возрасте 18-29 лет с поразительным презрением относятся к правительству, парламенту и политическим партиям. Более всего они симпатизируют шариату, считая, что только следование религиозным нормам может привести к установлению справедливости и порядка в стране.
Поразительным образом, следом за шариатом в рейтинге популярности идет военное правление, пишет Guardian.
Эта относительно небольшая страна значительно превосходит Россию численностью населения, причем 46%
из 190 миллионов пакистанцев — в возрасте от 15 до 29 лет, которые впервые получат в этом году возможность участвовать в выборах.
Такая огромная доля молодежи обычно преподносится как повод для оптимизма – надежды возлагаются на то, что в ближайшие десятилетия мощный прилив рабочей силы вызовет резкий экономический рост и развитие страны.
Однако авторы доклада предупреждают, что Пакистану грозит демографическая катастрофа, если не удастся найти этой молодежи должное применение.
Из-за «чрезвычайной ситуации в образовании», неблагоприятного инвестиционного климата и высокого уровня безработицы таланты тратятся впустую, и половина «следующего поколения» не работает.
«Пакистан может стать одной из первых стран, которая постареет, прежде чем разбогатеть», — говорится в докладе. По подсчетам социологов, относительное старение населения начнется к середине века.
Кто учтет чаяния пакистанской молодежи?
Но сейчас политикам приходится считаться с нынешним молодежным электоратом, 94% которого считают, что страна идет в неправильном направлении, причем винят в этом в основном гражданские институты, управляющие Пакистаном после отстранения военных от власти в 2008 году.
Целая армия из 13 миллионов впервые получивших возможность голосовать избирателей предоставляет «трансформационные возможности для любой партии, которой удастся мотивировать молодежь пойти на выборы», говорится в докладе. Правда, пока только 40% из них уверены, что примут участие в голосовании.
Именно на молодежь, толпами стекающуюся на его выступления, делает ставку переквалифицировавшийся в политики популярный игрок в крикет, который в Пакистане любят больше футбола, Имран Хан, основатель партии «Техрик-е-Инсаф» («Движение за справедливость»).
Предлагая программу вывода страны из кризиса и борьбы с коррупцией, он надеется получить достаточно мест в парламенте, чтобы возглавить новое правительство.
Однако у его движения, как и у других борющихся за власть политических сил, отсутствует религиозный компонент, и основной упор делается на экономические проблемы – растущую инфляцию, кризис на рабочем рынке и нищету.
Все это, конечно, очень волнует пакистанскую молодежь, и все же, как показало проведенное Британским советом исследование, большинство из них – две трети женщин и 64% мужчин – считают себя людьми религиозными, или, по крайней мере, придерживающимися традиционных ценностей. А этого политики совершенно не учитывают.
Так что, скорее всего, выборы приведут к созданию так называемого «подвешенного парламента», в котором ни одна партия не будет иметь большинства. Или к шаткой коалиции во главе с одной из двух основных партий, совершенно не учитывающей религиозные устремления огромной части избирателей.