Как ожидается, Эрдоган встретится с президентом США Бараком Обамой, который ранее отказался назвать Анкаре дату двусторонней встречи.
Обама, имеющий тесные связи с турецким премьер-министром, сыграл ключевую роль в попытке восстановления связей между Турцией и Израилем во время своего ближневосточного турне в конце марта.
22 марта, в последний день официального визита Обамы в Израиль, премьер-министр Беньямин Нетаньяху принес Турции извинения за совершенный в 2010 году налет на гуманитарную флотилию в блокадную Газу и убийство восьми турок и одного турецко-американского гражданина, поставившее жирный крест на отношениях между двумя бывшими союзниками.
Эти извинения, а также выплату компенсаций семьям жертв и снятие блокады с Газы турецкая сторона выдвинула непременными условиями восстановления прежних связей. Долгое время они оставались последним камнем преткновения, после того как израильские власти согласились на компенсации и ослабление блокадного режима.
Только вмешательство президента Обамы заставило Нетаньяху извиниться перед Эрдоганом по телефону.
В ноябре прошлого года президенту США уже приходилось заступаться за своего ближневосточного союзника, прося палестинское движение сопротивления ХАМАС о срочном перемирии после провала восьмидневной израильской агрессии.
Правда, израильские власти так и не выполнили тогда взятые на себя обязательства ослабить блокаду и расширить прибрежную зону, в которой могут ловить рыбу палестинские рыбаки.
В этот раз Израиль также быстро пошел на попятную, заявив, что вовсе не обещал Турции снятие блокады с Газы, и даже наоборот, может усилить ее в случае возникновения «угрозы своей безопасности».
В апреле премьер-министр Эрдоган намерен вместе с турецкими гуманитарными организациями посетить сектор Газа и лично ознакомиться с положением вещей, прежде чем отправиться в Америку.
И все же основной целью его заокеанского визита станет, как ожидается, затянувшаяся гражданская война в Сирии, пишет Today’s Zaman. Турция ожидает от США принятия на себя руководящей роли в прекращении сирийского конфликта, в то время как администрация Обамы предпочитает осторожные дипломатические усилия.
Позиция двух стран в этом вопросе заметно отличается: Анкара требует более активных действий со стороны международного сообщества, и в частности США, на фоне ухудшения гуманитарного кризиса.
Вашингтон тянет время и отказывается предоставлять повстанцам оружие, выражая опасения, что оно может в конечном итоге «попасть не в те руки».