В действительности же, суть ислама совсем другая, по крайней мере, для большинства мусульман, которых я знаю. Вера этих людей и их жизнь пропитаны любовью к Создателю и его посланнику Мухаммаду (с.а.с.). Любовь, наполняющую их сердца, которую дает им их религия, объемлет все живое: мир вокруг них, природу и все человечество.
Это очень печально, что в последние годы люди не придают должного значения основному аспекту Ислама — любви. Это касается также и мусульман. Прислушайтесь к ним, они только и говорят о политике, несправедливости и своем недовольстве. Всевышний сказал нам в Священном Коране «Но те, кто уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).
Когда в сердце не остается места для ненависти
Говоря о любви, хочется упомянуть Рабию аль-Бадри, одну из основоположниц мистицизма в Исламе, жившую в 8 веке. Однажды люди увидели ее бегущей по улице с зажженным факелом в одной руке и ведром воды в другой. Когда ее спросили, что она собирается делать, она ответила следующее: « Я хочу взять огонь Ада и сжечь дотла блага Рая, ведь они препятствуют мне на пути к Господу. Я не хочу поклоняться из страха перед наказанием или ради обещанной награды, а только лишь из любви к самому Богу».
Ее любовь была настолько всепоглощающей, что она не оставляла места для ненависти. На вопрос, ненавидит ли она Сатану, она сказала: «Любовь к Создателю целиком заполнила мое сердце, и я не могу ненавидеть». Существует еще немало примеров, повествующих о любви в преданиях об исламе. Джаладдин Руми писал: «Любовь появляется из ниоткуда и остается в бесконечности. Искатель любви минует цепочку рождения и смерти. Завтра, когда наступит день воскрешения, сердце, которое не любит, не пройдет испытание».
Тема любви неспроста занимала умы мистиков и поэтов. Ибн Мискавейх, великий философ и специалист в области этики, сказал, что любовь – это основа всего общества. Он также утверждал, что общество формируется благодаря любви, дружбе и товариществу. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (с.а.с) сказал :«Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «…Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, его ногой, с помощью которой он будет ходить…».
Не спорить об исламе, но жить по нему
Почему мы не уделяем внимания этим вопросам в своих публичных обсуждениях? Почему мы позволили сердцу Ислама быть спрятанным от людей? И это не пространные рассуждения, а констатация проблемы, за которой следуют плохие последствия. Сейчас мусульмане больше озабочены постройкой мечетей, чем воспитанием людей, которые будут в этих мечетях молиться; они спорят об исламе, а не стараются жить по исламу; они прилагают больше усилий, чтобы обратить людей в ислам, а не показать им свою любовь.
Вот почему главной темой обсуждений на ежегодной «Неделе исламского просвещения» в этом году была именно любовь. Возможно, после более чем 2 веков колонизации и политических конфликтов, мусульманской общине тяжелее проявлять любовь к окружающим, нежели агрессию. Символично то, что путь к избавлению от этой несправедливости должен начинаться и заканчиваться любовью. Если человек встал на путь ислама, он должен принять его полностью, а не пытаться выплеснуть наружу боль и обиду.
Бог – это любовь, а Ислам – это свет, идущий от этой любви.
Дильвар Хуссейн, президент Союза мусульман Великобритании. Английский вариант статьи опубликован на сайте emel.com.