Президент Тейн Сейн объявил еще в пятницу чрезвычайное положение в центральном районе Мьянмы. Армейские подразделения были введены в наиболее пострадавший от погромов город Меиктила, где 32 человека были убиты и около 10 тысяч мусульман покинули свои дома.
Но, несмотря на присутствие солдат, беспорядки распространились на юг, к новой столице Нейльидо.
Один из жителей городка Татконе, в 80 километрах от Меиктилы, рассказал по телефону, что группа из примерно 20 человек громила в ночь на понедельник одноэтажную кирпичную мечеть, пока их не отогнали выстрелами военные.
Днем ранее бесчинствующая толпа сожгла мечеть и 50 домов в соседнем городе Яметин, сообщило государственное телевидение. Еще одна мечеть и несколько зданий были разрушены в тот же день в городе Левеи, дальше к югу.
О столкновениях и жертвах во всех этих городах, так же как и о том, кто стоит за насилием, власти Мьянмы не сообщают.
Напряженность ощущается и в крупнейшем городе страны Янгоне, в 500 с лишним километрах к югу от Меиктилы, хотя погромы сюда пока еще не докатились.
Слухи о готовящемся поджоге оживленного городского рынка Юзана Плаза заставили многих владельцев магазинчиков свернуть торговлю.
Расширение районов насилия
Новая вспышка этно-религиозного насилия бросает тень на администрацию президента Тейн Сейна, заявляющую о демократических переменах в стране, более полувека управлявшейся военной хунтой.
Похожие погромы охватили в прошлом году западный штат Аракан, где этнические буддисты ракхайн ополчились на мусульманское меньшинство. Сотни представителей народности рохинья были убиты, более ста тысяч стали беженцами.
Несмотря на то, что рохинья живут в Мьянме на протяжении многих поколений, военные власти объявили их нелегальными мигрантами из Бангладеш и лишили гражданства. Этой же позиции придерживается и нынешняя гражданская администрация.
Однако мусульманское население центральной Мьянмы — в основном индийского происхождения, и никаких сомнений по поводу их гражданства не возникает.
Именно поэтому аналитики считают распространение конфликта за пределы штата Аракан весьма зловещим признаком, указывающим на значительное усиление с прошлого года антимусульманских настроений, которые, если их не остановить, могут охватить всю страну.
Религиозные и этнические конфликты – явление далеко не новое для Мьянмы, где проживают также немногочисленные христианское, индуистское и анимистическое меньшинства.
Страна с десятками локализованных конфликтов
Мусульмане составляют около 4 процентов из 60 миллионов жителей страны, и за долгие годы военного правления сотни тысяч рохинья дважды изгонялись за ее пределы. Относительно небольшие столкновения вспыхивали по всей стране регулярно.
Около трети населения страны состоит из этнических меньшинств, и большинство из них требуют от правительства автономии.
Значительную роль в конфликте, по мнению наблюдателей, сыграл также расизм. В отличие от этнического большинства бурман, мусульмане Мьянмы в основном южно-азиатского происхождения, и отличаются более темной кожей. Много веков назад они мигрировали сюда с территории нынешних Индии и Бангладеш.
Последнее кровопролитие «показывает, что напряженные отношения между различными общинами Мьянмы не ограничиваются только ракхайн и рохинья в штате Аракан,- считает Джим Делла-Джакома из Международной кризисной группы. – Это страна с десятками локализованных линий разлома и обид, которые замалчивались в годы авторитарного правления и которые мы только начинаем видеть и понимать. Парадокс переходных периодов в том, что большая свобода действительно позволяет этим локальным конфликтам вспыхнуть с новой силой».
«Но если целью является создание демократического государства, они должны найти место для всех людей как равных граждан, — цитирует эксперта Today’s Zaman. — Хотя, учитывая историю страны, это будет нелегко».