Обо всём
Равиль Гайнутдин: Запреты религиозной литературы и строительства мечетей укрепляют исламофобию
«Если говорить о проблемных точках, это, безусловно, необоснованные запреты религиозной литературы и случаи препятствования строительству мечетей. Это осложняет работу с мусульманской молодежью, поскольку у нее складывается убежденность, что российское государство проводит политику против ислама и мусульман. Кроме того, абсурдные запреты подпитывают и укрепляют ксенофобию и исламофобию, которые, к сожалению, пустили корни в нашем обществе», — заявил муфтий в интервью РИА «Новости».
Он отметил, что с первых веков истории ислама, мечеть служила не только «помещением для совершения молитв», но являлась и общественным, просветительским, научным центром жизни мусульман. «И сегодня социальная функция мечети очень важна — здесь происходит не только духовное наставление, но и воспитание паствы, формирование ее мировоззрения и жизненных ориентиров. Мечети являются мостами для диалога культур и учат наше общество межнациональным, межконфессиональным коммуникациям, взаимоуважению», — уверен глава СМР.
По словам Гайнутдина, за последние 25 лет в России построены или возвращены верующим около 8 тысяч мечетей. Однако это, по большей части, относится к селам и маленьким населенным пунктам, а в городах ситуация с мечетями — тяжелая, хотя именно там и концентрируется основная часть верующей социально активной молодежи.
Наибольшие сложности со строительством мечетей, отметил муфтий, возникают в городах центральной России, Сибири и Дальнего Востока. «Наиболее впечатляющий прирост практикующих мусульман наблюдается не в Татарстане, Чечне или Ингушетии, а в городах центральной России, Сибири, Дальнего Востока. Именно там и высока потребность в мечетях, но при их строительстве возникают как объективные, так и субъективные сложности», – сказал он.
Что касается Москвы, то он отметил, что, кроме Соборной, столице необходимы мечети, которые удовлетворяли бы религиозным потребностям мусульман, живущих на окраинах города, в спальных районах.
«Мы считаем, что в каждом из десяти административных округов Москвы должно быть по мечети, и мы готовы их строить. Соответствующие ходатайства мы подали городским властям, и в настоящее время наши обращения находятся на рассмотрении», – сообщил Гайнутдин.
Отвечая на вопрос по поводу заявления Владимира Путина о необходимости усилить защиту духовных лиц, муфтий подчеркнул, что это тактическая задача, а стратегической задачей должна быть консолидация общества.
Затронул глава СМР и вопрос запрета мусульманской литературы. На взгляд муфтия, такие решения зачастую оказываются неправомерными.
«После того, как в марте 2012 года Ленинский районный суд города Оренбурга запретил несколько десятков исламских книг, мы последовательно занимались этим вопросом и доказали, что суд вынес решение неправомерно. Сейчас книги находятся на повторной экспертизе, но, к сожалению, она вновь будет не религиоведческой, а социально-психологической, то есть будет выполняться людьми, не сведущими не только в вероучении ислама, но и в истории религий вообще», — заявил он.
Также, муфтий подчеркнул, что нельзя ограничивать мусульманок в праве носить хиджаб.
«В исторической перспективе, если смотреть через призму многих веков, хиджаб — это не вопрос религиозных убеждений, так как понятие о достоинстве и целомудрии женщины во многих религиозных традициях почти одинаково. Хиджаб, и вообще покрытие головы, характерно практически для всех традиционных культур. Он формирует уважение и бережное отношение к женщине, символизирует благочестие. К сожалению, сегодня в тренде потребительское отношение к слабому полу, нет уважения к основной миссии женщины как хранительницы семейного очага и матери. Мусульманки, также как и многие православные женщины в нашей стране, хотят оградить себя от некорректного отношения и подчеркнуть свое достоинство. Не думаю, что в XXI веке было бы правильно ограничивать женщин в их выборе», – подчеркнул мусульманский деятель, говоря о конфликте вокруг хиджабов на Ставрополье.