– Ты скучаешь по школе, по друзьям? Они поддерживаю с тобой связь? Звонят? Приходят? Пишут в интернете?
— Сейчас я учусь на дому, самостоятельно. В школу прихожу не каждый день и только для проверки знаний, чтобы учителя могли проставить оценки, или чтобы сдать экзамены, или контрольные и лабораторные работы.
По одноклассникам, конечно, скучаю. Мне не хватает друзей. Мы стараемся поддерживать отношения, видимся на улице, созваниваемся. Подруги иногда приходят в гости. Они поддерживают меня, как могут. Все очень расстроились, когда я ушла. Одноклассники говорят, что меня не хватает в школе.
– А как друзья реагировали на твой платок. Спокойно? Задавали вопросы? Посмеивались? Или интересовались твоей религией?
— Хиджаб я надела сама. Просто пришла в школу в платке. Все, конечно, смотрели, спрашивали, почему. Я объяснила учителям, что каждая мусульманка, достигнув совершеннолетия, обязана носить хиджаб. Они меня поняли, поддержали, сказали, что мне очень идет платок, что это очень красиво.
Кто-то, может, и поглядывал странно, может, и говорили что-то за спиной, но никаких конфликтов из-за внешнего вида у меня не возникало. Да и весь этот конфликт не у нас произошел.
Почему так случилось, не знаю. Об этом надо спросить директора той школы, с которой всё началось. Я не понимаю, почему им вдруг не понравился хиджаб. Мне, например, смешно, что они увидели в платке какую-то угрозу.
— А вообще вера как-то влияла на взаимоотношения? Она разделила учеников, или для вас было все равно, кто как молится?
— Нет, у нас в школе все очень терпимы по отношению к вере, национальности. Никаких разногласий нет, и ребята у нас очень дружные. И у меня друзья – не только мусульмане, есть и христиане. Я и сейчас с ними общаюсь, поддерживаю отношения.
— А кто-то из учителей приходил к тебе домой за это время? Как они вообще отнесли к этому? Сочувствовали? Были равнодушны? Призывали снять платок?
— Нет, домой никто не приходил. Но когда мы разговариваем в школе, они говорят, что им обидно, что лучшие из учеников из-за этой проблемы ушли со школы. Они поддерживают меня, хотят, чтоб суд закончился хорошо, и я вернулась в класс.
— А ты сама как себя чувствуешь в платке? Лучше? Хуже? Вот со слов главного санитарного врача Геннадия Онищенко, которые все стали повторять, хиджаб небезопасен. Что скажешь?
— Я так не считаю. Хиджаб — это обязанность каждой мусульманки. Она должна его носить, ведь так повелел Аллах. А мы должны придерживаться того, что сказал Всевышний, вне зависимости от того, что говорят люди вокруг. Чтобы они ни обсуждали или ни запрещали, на это не стоит обращать внимания.
— Ты хорошо училась в школе. Была отличницей. А как проходит твое обучение на дому? Стало хуже или лучше? Или вообще не чувствуешь разницу?
— В общем, по предметам у меня успеваемость такая же. Но вот с алгеброй возникли сложности. Потому что когда я, например, иду писать контрольную по алгебре, я просто не знаю, что там будет. Не знаю, как решать, писать обоснования. Обычно мы все это проходили с учителем в классе, он всегда выделял два-три урока на повторение. А сейчас у меня нет возможности узнать, какие задачи будут, к чему готовиться. Честно говоря, я уже напортачила в последней контрольной работе.
— Ставропольский конфликт вызвал особый интерес у СМИ – его обсуждали в газетах, интернете, на телевидении. Ты, наверное, все смотрела и читала. И что думаешь?
— Мне было обидно. Потому что, с одной стороны, когда по школе ходят готы или разукрашенные девушки на каблуках и в мини-юбках, это всех устраивает, считается, что это нормально. А вот когда ученицы ходят в хиджабе, их осуждают. А ведь хиджаб — это показатель скромности.
Мне кажется, что такое отношение — это дискриминация по религиозному признаку. Поэтому меня это очень огорчило.
— А что такое, в твоем понимании, Родина? И может ли она менять свое отношение к гражданам в зависимости от веры?
— Нет, не может. Мне кажется, нельзя разделять людей. Если мы живем в демократическом государстве, то не должно быть деления по религии или национальности, нельзя делить людей на православных и мусульман. Все должны быть равны перед законом, и ничьи права ущемляться не должны.
– Твой прогноз – чем закончится суд? Какой будет вердикт? И как ты его воспримешь?
— Я надеюсь, что мы, инша Аллах, выиграем суд. Мне очень хочется вернуться в школу. Хочется сесть за парту и получать полноценное образование.