Это первый неевропейский понтифик за 1300 лет, и первый папа, взявший себе имя Франциск — в честь святого 12-го века Франциска Ассизского, который отверг богатство, предпочтя жизнь в праведности и нищете.
Его избрание на второй день закрытого заседания кардинальского конклава стало полной неожиданностью для многих наблюдателей, ожидавших от Ватикана более длительных размышлений, и не делавших ставку на консервативного 76-летнего Бергольо.
Сам новый папа выглядел не менее удивленным, чем все остальные. Немного помедлив, он вышел на балкон базилики Святого Петра, чтобы поприветствовать огромную толпу, собравшуюся взглянуть на лидера 1,2 миллиарда католиков мира.
«Я прошу вас об одной милости — молитесь за меня», — обратился он к ликующей толпе.
«Да здравствует папа!» и «Аргентина, Аргентина», скандировали священники, монахини и паломники на римской площади Святого Петра.
На родине Франциска ликующие католики праздновали в костелах его избрание.
«Я надеюсь, что он изменит всю ту роскошь, которая существует в Ватикане, что он поведет Церковь в более скромном направлении, ближе к евангельскому», — цитирует «Рейтер» бывшего генпрокурора Аргентины, 73-летнего Хорхе Андреса Лобато.
Человек, готовый бросить вызов влиятельным силам
266-й по счету понтифик встал у руля во времена глубокого кризиса, переживаемого католической церковью, пораженной сексуальными скандалами и внутренней борьбой ватиканской бюрократии.
Его неожиданное избрание отвечает на некоторые фундаментальные вопросы относительно направления Церкви в ближайшие годы.
После более чем тысячелетнего европейского правления кардиналы обратили свои взоры на Латинскую Америку, где живут 42 процента католиков мира. Этот континент более сосредоточен на преодолении бедности и росте христианств, чем материализме и сексуальных надругательствах, которыми одержим Запад.
Избранником конклава стал человек с долгим пастырским опытом, в отличие от его более склонного к академической учености предшественника Бенедикта.
«Похоже, что этот папа будет лучше понимать жизнь», — надеется итальянский теолог Массимо Фаджиоли.
Бергольо был одним из семи детей итальянского иммигранта, работавшего на железной дороге. В молодости он потерял легкое из-за респираторного заболевания, и вынужден был оставить занятия химией.
В 32 года будущий папа стал священником, и уже через четыре года возглавлял местную иезуитскую общину. Он приобрел репутацию человека, готового бросить вызов влиятельным интересам, и имел непростые отношения с президентом Аргентины Кристиной Фернандес, а также ее покойным мужем и предшественником Нестором Киршнером.
Кардинал Хорхе Бергольо категорически высказывался против однополых браков, назвав их еще в 2010 году «попыткой разрушить план Бога».