Дорога является частью грандиозного плана, предусматривающего строительство тысяч единиц жилья для поселенцев вокруг города, чтобы отрезать его от оккупированного Западного берега.
«Это изменяет географию и демографию таким образом, что создание двух государств будет очень, очень трудным», — признает Авив Татарский из организации «Ир амим», выступающей за равноправие евреев и арабов в Иерусалиме.
Четырехкилометровое шоссе должно, по замыслу оккупационных властей, завершить автомагистраль, пересекающую город с севера на юг.
Оно свяжет две самые спорные из сооружаемых израильскими властями на палестинских территориях дорог, позволив еврейским поселенцам из южной части Западного берега беспрепятственно проезжать в Иерусалим, и дальше в Тель-Авив.
Израильские рабочие уже прибыли в арабский район Бейт-Сафафа, на юго-востоке Иерусалима, и приступили к строительству 1,5-километрового участка, перерезающего жилые кварталы.
Уничтожение следов палестинской истории
Израильские чиновники уверяют, что новое шоссе будет служить всем, и пользоваться им смогут не только евреи, но и арабы. Невозможно вечно откладывать развитие инфраструктуры в ожидании разрешения длящегося не одно десятилетие ближневосточного конфликта, заявляют они.
«Каким бы ни был будущий статус Иерусалима, люди должны иметь доступ из одного конца города в другой», — цитирует «Аль-Джазира» заместителя мэра Наоми Цур.
Однако жители Бейт-Сафафа говорят, что проект просто губителен для местной общины, отделяя тысячи людей от центра района, где расположены школы и медицинские клиники.
К тому же строительство наверняка уничтожит все следы палестинского прошлого в старых кварталах, где среди домов еще виднеются оливковые и миндальные деревья.
«Дети будут отрезаны от школ, пожилые люди от мечетей», — говорит местный житель Аля Салман.
«Когда кто-то умирает в нашей деревне, мы на руках несем их на кладбище. А как это делать, когда появится шоссе? Все тут изменится», — отмечает он.
Жители обращаются к израильским муниципальным властям, организуют протесты, обращаются в Верховный суд Израиля, требуя убрать шоссе под землю.
Пока что планируется пустить под землей лишь 180-метровый участок шоссе, и разбить наверху парк.
Цель одна — переустройство Иерусалима на свой лад
Но главное, что шоссе является важной частью масштабного плана израильских властей по переустройству Иерусалима.
Последний участок шоссе Бегина, названного в честь покойного премьер-министра Менахема Бегина, имеет решающее значение для укрепления израильского контроля над священным городом.
Вынашивавшийся десятилетиями проект должен связать шоссе под номером 60, ведущее к незаконным поселениям на Западном берегу, к юго-востоку от Иерусалима, с шоссе 443, ведущим из Иерусалима в Тель-Авив.
Шоссе 443 проходит через Западный берег, за что Израиль не раз подвергался критике международного сообщества. Вдоль него в Восточном Иерусалиме грозят появиться несколько тысяч новых квартир для еврейских поселенцев, находящиеся в настоящее время на различных стадиях планирования и строительства.
Большинство новых поселений намечено вокруг палестинского района Бейт-Сафафа.