«На данный момент мое главное желание — возродить искусство каллиграфии и миниатюрную живопись. Это прекрасное искусство — наше наследие и, мы, как мусульмане, должны сохранить его», — говорит Наргис.
Пакистанка по национальности, Наргис родилась в Дубаи и за время своей учебы в ОАЭ обнаружила в себе интерес и способности к искусству. Сначала девушка училась в Пакистанской Образовательной Академии в Дубаи. После переезда в Пакистан, Имран постепенно продвинулась в своих навыках. Во время учебы в Лахоре, девушка занималась акварелью в западном стиле и текстильным дизайном, по которому она защитила отдельный диплом.
Повзрослев как художник, Имран обратила внимание на миниатюрную живопись — позабытую область художественного исскуства, в частности, периода династии Великих Моголов. Преподаватели поощряли ее деятельность в этой области, и она все чаще стала обращаться к ней.
„Яркие цвета и кропотливая работа – вот что характеризует эту область исскуства. Никто не пытается работать в ней, потому что это очень сложно. Однако это наше наследие, которому уже 600 лет, так почему бы нам не попытаться сохранить его? Это и стало главной причиной моей работы в этой сфере. Все остальные занимаются текстильным дизайном и акварелью».
Из глубины веков
Миниатюрная живопись уходит своими корнями в исламскую Персию и Турцию. В шестнадцатом веке моголы привезли ее с собой Индию. В последствии индийские правители перевезли всех художников и педагогов, творивших в этом ключе из Персии и Турции в Индию.
Главными инноваторами нового течения стали Джахангир и Шах-Джахан. В эпоху их правления миниатюрная живопись славилась своими изображениями птиц и животных, а Шах-Джаханн был известен своим красочным и декоративным стилем. В своих ранних и классических формах картины в данном стиле, как правило, были представлены только королям и членам их семей, но не выставлялись для всеобщего обозрения. Эти работы демонстрируют сцены придворной жизни, членов королевской семьи в их лучших доспехах, торжественной или самой экстравагантной одежде. Они показывают военные победы короля или его доблесть на охоте. Небольшого размера — большинство работ можно было с легкостью держать в одной руке, — красочные, описывающие каждую деталь, они идеально подходят для описания человека, а также для декоративного дополнения к богатству королевских особ. Лишь в последующие годы художники, творящие в «миниатюре», стали предлагать свои работы для широкого показа. Это были картины, изображающие коранические эпизоды, местную историю или народные традиции.
Если не можешь найти нужные инструменты, сделай их сам
Наргис решила поменять направление в учебе чтобы полностью сконцентрироваться на миниатюрной живописи. Имран начинает выставлять свои картины, а также получает несколько престижных наград в Пакистане, в том числе Национальную премию за лучшие работы в области миниатюрной живописи и каллиграфии. До переезда в Англию, куда она перебралась в этом году, Наргис читала лекции по исламским искусствам в университете Фатимы Джинн. Имран возглавила отдел Миниатюрной живописи в Художественном совете, занимается развитием арабской каллиграфии и раннего исламского глиноделия. Сегодня эта художница является примером терпения и кропотливой работы, через которую проходят все художники миниатюрного жанра, чтобы показать- традиционные методы и качество все еще живы.
Студенты учатся самостоятельно изготавливать кисти из волосков хвоста белки или котят. Кисти для более тонких деталей состоят из трех — четырех волос. Наргис также училась изготавливать свою собственную краску, используя растения, цветы и минералы, как это делали старые мастера. Даже бумага, используемая для „миниатюрных» произведений должна быть специально подготовлена. Она известна как «Васли» (от персидского слова «присоединение») и состоит из нескольких листов, скрепленных клеем из василька и сульфата меди. Сверху она должна быть отполирована куском мрамора или раковиной. Все эти процедуры не только производят более жесткий материал для картины, но и токсичный сульфат меди, отпугивающий насекомых, которые могут повредить им.
«Таким образом, надежная бумага и богатые цвета из самой природы помогают сохранить все детали на сотни лет», — говорит Наргис.
Девушка использует специальные упражнения для улучшения зоркости и сохранения зрения, так как такой тонкий процесс требует полной сосредоточенности в работе. Но и это еще не все.
«Иногда нам требуется провести устойчивую тонкую линию в картине, поэтому мы задерживаем дыхание. Мы также делаем упражнения для контроля наших рук и учимся задерживать дыхание на несколько минут, чтобы провести очень тонкие линии».
Матисс на службе у каллиграфии
Еще одним испытанием на пути юных миниатюристов, в том числе и самой Наргис, является нехватка справочных материалов. На протяжении веков западные любители искусства колониальной эпохи присвавали эти работы, так что сегодня лучшие миниатюрные коллекции находятся в Лондоне (Музей Виктории и Альберты) и Соединенных Штатах.
Для своей работы Наргис использует различные источники и использует много старых методов. Она рисует разные картины для разных клиентов, а вдохновляют ее могольские миниатюры и традиционные картины королевского двора.
„Мы изучали Матисса, писали сказки Пакистана, различные истории нашей культуры. Мне нравятся миниатюры Моголов, они очень традиционны и не подвержены времени благодаря своим цветам и стилю».
Кроме того Имран тренирует свои каллиграфические навыки для того, чтобы украшать керамические изделия вручную.
Она признается, что рекламировать искусство, которое требует терпения и тяжелого труда — сложно. Как сложно оценить его красоту. Люди на Западе часто пренебрегают им в пользу более знакомого стиля.
«Люди не знают о миниатюрной живописи и нашем наследии. Миниатюры очень редки», — говорит она.
Мастеров, работающих в данном стиле, готовых пройти через суровое обучение и рисовать, как Наргис, — по восемнадцать часов каждый день, чтобы сотворить всего одну картину за 2 месяца , — мало.
Дефицит миниатюрных работ создает высокие цены, когда картины выставляются на продажу, например, на аукционе Миниатюрных картин в Сотбисе, который проходит каждые два года.