Закрыть

Обо всём

Мусульманки между стереотипами и реальностью

 

Одна из моих самых любимых тем — это  мусульманки. Писать об их радостях, отчаянии, проблемах и триумфах. Эта тема никогда не теряет своей актуальности ни  в средствах массовой информации, ни в нашем обществе. Простой обмен опытом и вынос его на более широкую аудиторию, которая, кстати, может и не знать, что такое быть мусульманкой и как мы себя чувствуем, — эти действия сами по себе могут быть новаторскими.

Нет никаких сомнений в том, что мы должны срочно улучшать ту дискриминационную ситуацию, в которой оказались многие мусульманские женщины. Тем не менее, для меня вопрос мусульманок имеет более широкое значение, нежели просто обрисовка нашего бедственного положения и возможность улучшить эту ситуацию. Потому что когда мы  улучшаем положение женщин-мусульманок (улучшая жизнь женщин в целом), мы задумываемся над большим количеством вопросов, влияющих  на само понимание человеческого общества, веры и природы человеческого существа. Какова природа равенства? Какое общество представляет Ислам? И почему мы не достигли этого? Почему наше общество противоречит устремлениям нашей религии? Что значит быть мусульманкой, и, соответственно, что означает быть мусульманином? Что значит быть настоящим человеком?

Это нужно не только женщинам

Я чувствую постоянную необходимость в дискуссиях о  мусульманках и хочу  заявить очевидное: это обсуждение не только для женщин, и оно затрагивает не только женщин. Мужчины, вам также нужно принять участие в них. Какой толк говорить о женщинах с женщинами-  о вопросах, которые затрагивают только женщин? Неважно идет ли речь о дискриминации, насилии или браке — женщина не может исправить все проблемы в одиночку, ведь для танго нужны двое.

Изменения в статусе и положение женщины де-факто означает изменение в положении мужчины. Если женщины страдают от насилия со стороны мужчин, это означает, что среди людей есть те, которые совершают это насилие, что плохо также и для мужчин. Не только женщины становятся жертвами — мужчины также могут пострадать, не говоря уже  травмах, которые  получают дети, становясь свидетелями жестоких сцен.

Но прежде, чем вы успеете подумать, что я  приписываю все вселенское зло мужчинам, я остановлю вас! Конечно, женщины не являются единственными жертвами  дискриминации и неравенства. Если мусульманки традиционно считаются зомбированными, то мужчины — мусульмане считаются теми, кто зомбирует их. На заявления о том, что мусульманка слаба и покорна, найдется еще больше тех,  кто описывает мусульман жестокими, неотесанными, и, что еще хуже, террористами. Даже в мирной атмосфере брака люди вынуждены жить в соответствии с золотыми стандартами своей культуры: быть мужественными добытчиками, бесстрастными и лишенными нежности к своим женам и детям.

Мы должны скинуть с себя это бремя стереотипов и мусульманские писатели пытаются сделать это. Но нам нужно больше мужских голосов. Женщины пишут «несчастные мемуары», повествующие об освобождении от гнетущей семьи или культуры. Мужчины рассказывают  об общественном осуждении и навешивании на них ярлыков экстремистов и террористов и этот рассказ  укоренился и стал столь же типичным как и «несчастные мемуары» мусульманок.

Так что дорогие, мужчины — мусульмане, мы хотим услышать вас.  Что значит быть на вашем месте? Как мы можем работать, чтобы сообща сделать наше общество и мир лучше?

Хадия Шеклина, публицист, автор книги «Влюбленная в хиджаб».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях