Социологи аналитического центра «Левада» провели опрос среди россиян – поддерживают ли они новый предмет, открывающий ученикам основы религии. По полученным данным стало ясно, у нововведения больше противников, нежели сторонников, и причин тому сразу несколько.
Предмет – миссионерство?
Не обрадовались новому предмету 78% опрошенных – люди разной национальности и вероисповедания. Многие из них (почти 43%) посчитали, что его внедрение в школьную программу нарушает основы российской Конституции и порождает опасность разделения учеников по религиозному принципу.
Эти респонденты категоричны в отношении религиозного воспитания учеников, считая инициативу ненужной, преждевременной и грозящей превратиться в миссионерскую деятельность.
Более лояльно к закону отнеслись другие 31% опрошенных, они не стали противится религиозному воспитанию детей, считая, что курс может пригодиться. Другое дело, зачем совмещать его с общим образованием, когда для этих целей есть специальные учебные заведения: воскресные школы, медресе и т.д.
А вот многие представители мусульманской общины полагают, что введение основ религиозной культуры в российских школах приведет к «доминированию православия в образовании».
«Действительно были случаи, когда сотрудники и руководство школы пытались воздействовать на родителей, мол, в христианской группе много народа, а мусульманин всего один, зачем ради него одного создавать вторую группу. Тогда мы обратились в Министерство образования и региональные органы, откуда пришел ответ, что выбор предмета происходит на вольной основе и любое воздействие – незаконно», – отметил WordYou.ru зампредседателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Провинция «не против»
С нынешнего учебного года в 19-ти общеобразовательных заведениях страны стал обязательным предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Рассчитан он в основном на учеников 4–5 классов.
Школьников поставили перед выбором, какой учебный модуль из предложенных шести, они предпочитают изучать – православный, исламский, буддийский, иудейский, либо же основы мировых религиозных культур и светской этики. Предпочтения были отданы последней – светской этике, что повлекло за собой череду скандалов и слухов.
Правозащитники и общественные деятели убеждены в очередной спекуляции со стороны администраций школ, поскольку сами родители (возмущенные происходящим) отказывались что-либо выбирать. Сотрудники «Левады» негласно подтвердили это мнение, собрав в защиту нововведения лишь 22% поддержки населения. Притом даже этот крохотный процент составили жители провинции, средних и малых городов, деревень. «Они весьма необразованные, не очень обеспеченные, зато весьма традиционалистские», – подчеркнули специалисты центра.
«Мы многонациональная страна, поэтому этих модулей вообще не должно быть. Мы считаем, что в России нужен единый предмет, который бы знакомил учеников с различными религиями, их ценностями и устоями. Что бы, мы как минимум, мы могли поздравить друг друга с праздниками. И, как максимум, избежать этих бесконечных межэтнических конфликтов», – считает Аббясов.