Поводом для начала проверки крупнейшего федерального телеканала и его популярного ток-шоу стало заявление 30-летнего москвича Ильи Краснова, который просит закрыть вещание Первого канала на всей территории России из-за пропаганды педофилии. В конце сентября 2012 года вышел выпуск программы Андрея Малахова «Пусть говорят», в котором речь шла о семейной паре из Ростовской области — 38-летней Марине Гуденко и 15-летнем Андрее Жанзакове.
В ток-шоу поведали о том, как счастливо жили «супруги» два года, пока работники соцслужб не разрушили их счастье: забрали двух малолетних детей Гуденко и Жанзакова и не обвинили женщину в растлении малолетнего.
Заявитель сообщает, что в программе подробно показана история любви пары и откровенные сцены их взаимоотношений. Москвич отмечает, что популярнейший телеканал в праймтайм выпускает в эфир программы, «сомнительные не только с нравственной, но и с юридической точки зрения», так как Первый канал нарушил и маркировку медиапродукции специальными метками с возрастными ограничениями.
«Данный выпуск был промаркирован меткой 16+, а участнику программы на тот момент было 15 лет. В ней речь шла о растлении малолетнего ребенка», — пояснил в своем заявлении Краснов. (Кстати, сразу после выхода программы гневные требования закрыть шоу «Пусть говорят» за пропаганду педофилии посыпались и в эфир самого телеканала).
Генпрокуратура направила жалобу телезрителя в Останкинскую райпрокуратуру Москвы, которая, в свою очередь, передала ее в территориальное отделение полиции, где уже проверяют заявление москвича. По завершении проверки будет вынесено процессуальное решение. Как заявил газете «Известия» сам телеведущий Андрей Малахов, он пока ничего не знает о том, что его ток-шоу попало под проверку.
«Недопустимо, чтобы развращение ребенка с экрана называли любовью»
По мнению члена правления организации «Родительский комитет», юриста Московской коллегии адвокатов Ларисы Павловой, Первый канал и ток-шоу должны понести административное наказание, а сама героиня программы – уголовное.
«Сейчас действует закон о защите ребенка от вредной для него информации, где прописаны строгие ограничения по возрасту. По всей видимости, этот выпуск подпадает под его действие. Недопустимо, чтобы фактически развращение ребенка взрослым человеком с экрана Первого канала называли любовью. Это аморально, а с юридической точки зрения, это пропаганда преступной деятельности, что вообще-то преследуется в уголовном порядке, — заявила юрист WordYou.Ru. – Но я не думаю, что встанет вопрос о закрытии популярной передачи и уж тем более всего телеканала, но надзирающий орган должен, по крайней мере, вынести предупреждение о недопустимости подобных действий. Надеюсь, и руководство Первого канала сделает соответствующие выводы».
Между тем, разбирать это дело начинали и в Следственном комитете Ростовской области, однако оснований для возбуждения уголовного дела по статье 134 УК («Половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста») – не нашли. В СК пояснили, что 15-летний мальчик «достиг половой зрелости в физическом плане», а его 38-летняя сожительница (родившая от него двоих детей) «не знала об истинном возрасте» Жанзакова.
Весной 2012 года в Санкт-Петербурге приняли закон, согласно которому пропаганда педофилии и гомосексуализма среди детей наказывается штрафами. Определение пропаганды педофилии прописано как «деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, осуществляемой с целью формирования в обществе искаженных представлений о соответствии социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними лицами». Нарушение этого закона карается штрафами от 5 до 500 тысяч рублей.