Закрыть

Обо всём

Наша красота — в поступках

 

Ситуации возникают самые различные, и универсальное решение просто невозможно, но все же некоторые общие советы могут оказаться полезны.

Работать нужно

В исламе ответственность за материальное положение  семьи возлагается на мужа или отца, так что, если мужчина в состоянии работать, он должен приложить все силы и способности – в пределах закона — для выполнения своих обязанностей. Женщина же, если она замужем и муж способен ее содержать, работать вовсе не обязана. Однако жительницам неисламских стран бывает просто психологически трудно принять такую возможность, особенно если у них еще нет детей, дающих своего рода «моральное право» сидеть дома. Многих гонят на поиски работы финансовые соображения – желание поддержать семью, пожилых родителей, или необходимость  расплатиться с долгами и кредитами. А кто-то просто не мыслит себе жизни в «домашнем заточении», в отрыве от коллектива. В любом случае, устраиваясь на работу, нужно учитывать определенные факторы.

Дозволенная работа

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал» (хадис приводит ат-Тирмизи). Последние три пункта дают нам определенное представление о том, какой должна быть работа. Деньги необходимо зарабатывать законным и дозволенным образом, и использовать на благие цели. А если мы знаем, что что-то в избранной нами деятельности не одобряется или запрещено, следует серьезно задуматься о том, как мы будем отчитываться за это перед Создателем. Но что делать недавно принявшему ислам человеку, если он вдруг понял, что его трудовая деятельность содержит запрещенные исламом элементы: торговлю алкоголем, свининой, взимание ростовщических процентов, азартные игры, издание разлагающих семейные устои «женских» журналов и так далее? Если есть возможность оставить эту работу или сменить ее на дозволенную, нужно поскорее так и сделать. Но иногда это оказывается невозможно: нужно выполнять определенные финансовые обязательства, кормить семью, выплачивать долги, а найти заработок в условиях кризиса нелегко. В таких случаях шариат велит нам выбирать наименее вредный вариант, и заниматься запрещенным делом лишь в той мере, насколько это необходимо для удовлетворения насущных потребностей. При этом нельзя оставлять поиски дозволенных альтернатив. Но даже если трудовая деятельность вполне законна и разрешена, могут возникнуть трудности с исполнением требований религии на рабочем месте.

Молитва

Читать обязательные молитвы в отведенное для них время бывает нелегко в немусульманском коллективе, особенно если человек только учится совершать молитву. Многие стесняются рассказывать коллегам о том, что стали мусульманами, и очень боятся, что кто-то застанет их за совершением намаза. Чем раньше «разрулить» с начальством эту непростую ситуацию, тем лучше. В большинстве демократических  стран существуют законы, позволяющие выполнять религиозные обязанности на рабочем месте. Поскольку молитва для мусульманина  является обязательной, работодатель просто обязан создать необходимые условия, если это, конечно, не сказывается на производительности труда. Но практика показывает, что лучше всего уладить это дело полюбовно: объяснить начальнику, что много времени молитва не займет, вполне можно уложиться в обычный перекур, и места особого не потребуется, коврик можно расстелить где угодно, хоть в коридоре, только не в туалете. Главное, чтобы это воспринималось как явление нормальное, а не шокирующее, а начальство понимало, что получает в лице молящегося ответственного и добросовестного сотрудника. Многих неловких моментов позволяют избежать допускаемые в исламе послабления, например, протирание тонких носков при совершении омовения, вместо того чтобы засовывать ноги в раковину,  к ужасу коллег.

Хиджаб

Начать носить платок на работе – очень серьезный шаг для многих принявших ислам женщин. Они опасаются, что это  полностью изменит отношение к ним коллег, а кого-то и вовсе оттолкнет. На самом деле, такое происходит довольно редко. Скорее всего, наблюдательные сотрудники уже давно заметили происходящие перемены, и будут не так уж удивлены вашим решением надеть хиджаб. А кроме того, в наши дни, несмотря на царящую в СМИ антиисламскую истерию, отношение к мусульманам сложилось вполне терпимое, а многим даже интересно узнать об этой религии «из первых рук».

Запретное уединение

Требование избегать уединения с представителем противоположного пола часто представляет определенную трудность. Прежде всего нужно знать, что если в рабочий кабинет может войти кто угодно и когда угодно, по шариату это уже не является запретным уединением. И все же лучше стараться проводить как можно меньше времени наедине с коллегами противоположного пола, ведь всем известно, что чаще всего внебрачные связи зарождаются именно на рабочем месте, из-за общих интересов и постоянной близости. В смешанных коллективах женщинам следует носить платок или стараться как-то закрывать волосы, представители обоих полов должны избегать пристальных взглядов и прикосновений, в разговорах ограничиваться работой и не касаться личных тем. Нужно также следить за тоном голоса, не допуская перехода его в чересчур интимный. Даже общаясь с представителями своего пола, следует , избегать пустословия, сплетен или непристойных разговоров. Еще одна непростая проблема заключается в том, как избежать алкогольных «корпоративов», и при этом сохранить дружеские отношения с коллегами. Нужно понимать, что в любом случае после произнесения «шахады» — мусульманского свидетельства веры, ваши интересы и отношения с друзьями и приятелями неминуемо изменятся. И все же следует поддерживать хорошие отношения с коллегами, хотя бы потому, что это может способствовать распространению правды об исламе. В исламе работа рассматривается как акт поклонения, если выполняются определенные условия и она является разрешенной. Пророк сказал: «Никто не вкушал благословеннее пропитания, чем тот, кто заработал его своими руками. Посланник Аллаха Дауд тоже ел заработанный собственными руками удел» (Аль-Бухари). В конце концов, гораздо лучше зарабатывать на жизнь  законным трудом, чем существовать за счет других людей или государства. К тому же Всевышний обещает за это вознаграждение: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Пчелы», аят 97).

Полный вариант статьи опубликован на сайте onislam.net


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях