Российские парламентарии решили взяться за защиту религии от «проникновения представителей радикальных течений и экстремистов». Новая инициатива депутатов предусматривает поправки в Трудовой кодекс и закон «О свободе совести и религиозных объединениях», которые позволят религиозным организациям составлять трудовые договоры с сотрудниками и устанавливать свои требования к их образованию. Необходимость их принятия депутаты объясняют тем, что участились атаки на священнослужителей. «Последней каплей» стали нападения на муфтиев в Татарстане и Дагестане.
Как отмечает один авторов законопроекта депутат-единоросс Ильдар Гильмутдинов, закон обеспечит религиозным деятелям социальную защиту и все права, предусмотренные Трудовым кодексом, а также позволит отсекать представителей радикальных течений.
Политологи отмечают, что новая инициатива коснется именно исламских религиозных деятелей, ведь сомнительно, что кто-то станет ограничивать православных, желающих пополнить свои знания в Греции. Впрочем, это не скрывают и законодатели. Дело в том, что при заключении договора религиозные деятели будут обязаны сообщать информацию о своем религиозном образовании, а, по мнению господина Гильмутдинова, многие мусульмане, которые получили образование в исламских университетах в арабских странах, проповедует «агрессивную в отношении других религий идеологию».
По словам политолога Руслана Айсина, этот закон ложится в канву политики, которую проводит московский Кремль в отношении, во-первых, независимых общественных структур и в целом гражданского общества – «власть пытается зарегулировать этот процесс». Во-вторых, инициатива направлена против исламского сообщества.
«Это попытка законсервировать ислам, загнать его в некие рамки, прокрустово ложе, расставить флажки – сюда можно, а сюда – нет. И делать это Кремль будет уже не своими руками, а формально руками представителей духовных управлений. Так он оградит себя от возможного порицания со стороны мусульманского сообщества», — заявил политолог WordYou.Ru.
«Сейчас в республике не осталось ярких проповедников»
Кстати, аналогичный закон уже действует в Татарстане. Но мусульмане региона посчитали, что он противоречит федеральному законодательству, и обратились в местный суд. Правда, с принятием обсуждаемого сейчас федерального закона, такая «защита от экстремизма» распространится на всю Россию.
Как отмечает Руслан Айсин, закон уже коснулся популярных татарстанских религиозных лидеров – имама казанской мечети Кул-Шариф Рамиля Юнусова, который получал образование в Саудовской Аравии. После давления со стороны официального духовенства, обвинившего Юнусова в связях с ваххабитами, он вынужден был покинуть Россию. Кроме того, из республики буквально выдавили популярного проповедника ливанского происхождения Камаля аль-Занта, книги и проповеди которого привели очень многих молодых людей Татарстана в ислам.
«Сейчас в республике не осталось ярких проповедников. При новом муфтии Ильдусе Файзове все имамы, которые получали образование за границей, оказались вытеснены. На их место поставлены доморощенные имамы, ученики местных медресе. Это делается в связи с тем, что в республике взят вектор на построение «традиционного ислама». Традиционного с точки зрения властей, конечно, хотя сами они не вполне способны объяснить, что же это значит», — говорит Айсин.
По мнению политолога и журналиста Абдуллы Рената Мухаметова, новый закон может действовать и избирательно – против конкретных лиц, которых не удалось устранить другими способами.
«Закон идет в общем русле «антиэкстремисткой» кампании, которая себя уже полностью дискредитировала. Наравне с запретом книг известных богословов и преследованием общественных деятелей власти придумали еще один псевдоправовой механизм, чтобы разделаться с людьми, которых в каких-то кабинетах считают неугодными», — заявил Мухаметов.
К чему же может привести подобная инициатива?
Во-первых, имиджево она очень плохо скажется на России, которая, в общем-то, является страной, у которой исторически были неплохие отношения с исламским миром. Однако сомнительно, что государства, в которых традиционно получали образование российские мусульмане, с пониманием отнесутся к такому законопроекту.
Во-вторых, она сильно отбросит российских мусульман назад в плане исламского образования и просвещения. Потому что (чтобы там ни думали депутаты), крупнейшие центры мусульманского образования, к сожаленью, находятся не в нашей стране.